Цель:
Развивать артикуляционную мимическую моторику, продолжительность речевого выдоха, темп речи, слуховое внимание.
Совершенствовать умение сочетать движение со словом, соотносить движения с ритмико-интонационной стороной речи.
Упражнять в подборе качественных прилагательных к существительным.
Автоматизировать в речи детей шипящие звуки, побудить к чтению слов, составлению сложно-подчиненных предложений.
Уточнить и закрепить знания детей о живой природе.
Знать названия деревьев, животных, образ их жизни. Упражнять детей в умении различать буквы.
Составлять из букв слова, сочетать числа с предметами.
Обогащать словарный запас, упражнять детей в умении называть признаки.
Сочетать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
Формировать познавательную активность дошкольников, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: осенние листочки с деревьев, зеркала, подушечки «пенечки», сумка с мятой, орешки, корзина, доска, наборное полотно. Наборное полотно с буквами, символы: животных, деревьев индивидуальные карточки.
Ход занятия по развитию речи в детском саду
Разминка
Воспитатель: — Дети, приглашаю вас в путешествие. А куда мы отправимся — вы узнаете, выполнив определенное задание (дети подходят к наборному полотну из букв)
1. Какая буква живет на втором этаже в третьей квартире? (Л)
2. Какая буква живет на первом этаже в пятой квартире? (Е)
3. Какая буква живет на третьем этаже во второй квартире? (С)
Какое слово можно прочитать из этих букв? (ЛЕС)
— Значит, мы отправляемся в лес. А что такое лес? (Это природа)
А что входит в понятие природа? (Деревья, кусты, животные, птицы, насекомые)
— Обозначим лес символом. (Дерево) Какой бывает лес? (Темный, густой, лиственный, непроходимый, хвойный, смешанный)
— О каком лесе говорят, что он дремучий? (Непроходимый, густой) Давайте превратимся и мы в лес! Как это можно сделать? (Поднять руки) и у нас, что образовалось? (лес рук) -Когда мы можем увидеть «лес» рук? (Когда много поднятых рук, когда мы все знаем и поднимаем руки)
Логичные вопросы:
1. Чего в лесу больше: деревьев или елок? Почему? (Ель тоже дерево)
2. Чего в лесу больше: животных или зайцев? Почему?
3. Чего в лесу больше: птиц или синиц почему?
Воспитатель: — Лес прячет свои тайны. Какие тайны в себе прячет лес? (Там живут хищные животные, растут ядовитые ягоды и грибы, ходят чужие люди) Лес не только опасность в себе прячет, но и красоту. Особенно это красоту видно осенью и весной.
— Посмотрите, сколько на земле листочков лежит.
(Звучит запись)
— Залетел как-то ветерок в лес и стал играть, то закружит между деревьями, то начнет их качать, то спрячется между ветвями. И так увлекся, что не заметил, как сорвал все листочки.
Воспитатель: (поднимает один листочек)
Какой хороший листочек! С какого он дерева? (Лист с клена) Так какой это листочек? (Кленовый) На этом листочке что-то написано …
— «Добрый день, ребята! В моем лесу очень хорошая лесная полянка, где зверьки любят играть и учиться. А чтобы ее найти, нужно пройти испытания».
Воспитатель: — Попробуем?!
-А вот и первое задание.
Дидактическая игра «Найди листочек»
Это дерево у нас сказочное. К нему прилетели разные листочки – друзья. Вам нужно поднять с земли листочек и назвать, какой это листочек и с какого дерева. (Дети прикрепляют на дерево листочки-магниты и называют, какой это листочек).
— Стало холодно и все лесные жители: звери, птицы застелили свои жилища-домики. И стало в домах тепло и уютно.
— Еж, что подготовил? (Норку).
— Медведь, что подготовил? (Берлогу).
— Белочка, что приготовила для зимовки? (Дупло).
— А лисичка? (Нору).
— Волк? (Логово).
— Один только зайчик печальный. Почему? (Потому что у него нет домика).
(Выставляет воспитатель символ — животные)
Воспитатель: — В лесу живут животные травоядные и хищные.
Дидактическая игра «Найди травоядных и хищных животных»
1. — Какие из этих животных впадают в спячку зимой?
2. -Какие из этих животных меняют цвет своего меха почему?
3. — У кого из этих животных длинные уши?
4. — У кого из этих животных большие рога?
5. — У кого из этих животных длинный хвост?
6. — У лисички шубка пушистая, а у ежа…(Колючая).
7. – У зайца уши длинные, а у белочки … (Маленькие).
8. — Лось — крупное животное, а еж … (Маленькое).
— Давайте произнесем чистоговорки:
Ра-ра-ра — у лисы нора
Ру-ру-ру – скачет кенгуру
Ры-ры-ры – у зайца нет норы.
— Ребята, следующее занятие, в лесную школу собрались идти звери.
Физминутка
Дидактическая игра «Соедини линией животных к определенной цифре»
(Зверей соединяют с соответствующей цифрой в том порядке, в котором они пойдут в школу)
— Первый пойдет — медвежонок.
— Второй — зайчонок.
— Третий — бельчонок.
— Четвертый — лисенок.
— Пятый – волчонок.
— Шестой — ежик.
— Кто пришел первым, последним, кто перед лисенком?
— Ну что же, теперь мы справились со всеми задачами и можем попасть в лесную школу, но вам нужно преодолеть препятствие.
Упражнение «Ходьба по шаткому мостику»
(Дети проходят и попадают на лесную полянку).
Воспитатель:
Мы шли, шли, шли — медвежонка нашли (на внутренней стороне стопы).
Мишка был сердитый, совсем не захотел с нами общаться (Показ эмоций).
Но медвежонок хочет научиться быть послушным и сегодня он пришел к нам.
Артикуляционная гимнастика
(Упражнения выполняются с выполнением индивидуальных зеркалец)
— Что же, нам пора отдохнуть, садитесь на пенечки, возьмите зеркала, которые приготовили нам белочки-труженицы. Они сегодня в лесу дежурные.
Прослушайте внимательно стихотворение и вы догадаетесь, какие упражнения мы будем выполнять:
Мы начнем тщательно с зеркальцем урок
Сделаем «лопатку», «чашечку», «грибок».
Будем с зеркальцем мы всегда дружить,
Хотя не умеет зеркало совсем говорить.
И как в зеркало смотрюсь
Четко говорить учусь.
— Сделаем «лопатку» (широкую), чашечку глубокую, грибок на ножке, 3-4 раза;
— Дети, мы не встретили в лесу волчонка, но слышали его голос;
Страшно волчонку в лесу, поэтому и воет страшно:
У-у-у!
Облизался медвежонок, меда, где бы достать горшок (дети облизывают язычком свои губки).
Воспитатель: — Вот мы вышли на полянку, здесь сможем и развлечься и проделать интересные упражнения.
Выполнение движений в сочетании с мимическими упражнениями:
Мы шли, шли, шли — ежика нашли. (Мелкие шаги)
Какой был ежик? (Серый, маленький, колючий). Да, ежик был спокоен, хотя у него и много забот, поэтому и вы сделайте спокойное выражение лица.
А как мы приглашали ежика?
Ежик, ежик
Пошли с нами
Мы снова шли, шли, шли и лисичку нашли. (На носочках)
Какая лисичка? (Рыжая, пушистая, хитрая)
-Сделайте и вы хитренькие лица. Как мы обращались к лисичке?
Лисонька, лисонька
Пошли с нами!
-Дальше мы шли, шли, шли и зайчика нашли. (Прыгают)
— Какой зайчик? (Длинноухий, короткохвостый, робкий)
— Сделайте такой вид, будто боитесь.
Мы зайчика звали:
Зайчик, зайчик
Пошли с нами!
Воспитатель: Белка по лесу бежала и орешки собирала, все в дупло сложила.
Пальчиковая гимнастика:
Вот белочки и орешков принесли, чтобы окрепли наши пальчики.
Мы катаем орешки, вверх-вниз, вверх-вниз,
Стой орешек остановись!
Влево-вправо и еще немного покатаем орешки
Каждый пальчик потрудись, с орешками подружись!
Упражнение «Ветерок» (дыхательная гимнастика)
Осенние дни стали короче, солнышко спряталось за тучку и подул легкий ветерок.
Налетел тихий ветер:
Ф-Ф-Ф
Колеблются травы, цветы
У-У-У
Ветер силу набирает
В-В-В
Уже деревья наклоняет
Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Ветерок не только играет с травами и деревьями, но и приносит замечательные ароматы, разнотравье цветов: хризантем, душицы, мяты, чабреца.
— Вдохнем запахи (носом вдох ртом выдох)
— Молодцы.
Итог. Рефлексия