Цель:
Закрепить у детей названия основных эмоций человека, учить проговаривать ситуацию, когда он их испытывает (грусть, удивление, злость, смех).
Развивать мимическую мускулатуру детей и упражнять в передаче мимикой и пантомимой той или иной эмоции.
Упражнять детей в переживании эмоций, вызванных музыкальными произведениями, и выражать их с помощью методов арттерапии (самостоятельное бессюжетное рисование под музыку).
Развивать мелкую моторику при работе с пластилином.
Оборудование:
Картинки с изображением эмоций — грусть, удивление, злость, смех; кукла Антошка; кисти, краски, листы бумаги (на каждого ребенка); цветные картонные заготовки в виде круга, пластилин; магнитофон, аудиозапись отрывков музыкальных произведений: И.С.Баха «Шутка» из оркестровой сюиты си-минор, М.И.Глинки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», П.И.Чайковского «Апрель (подснежник)» из цикла «Времена года».
Предварительная работа:
Прослушивание музыкальных произведений И.С.Баха «Шутка», М.И.Глинки «Марш Черномора», П.И.Чайковского «Апрель (подснежник)».
Провести с детьми беседу о настроении человека, о настроении, которое передает музыка.
Учить детей передавать эмоции мимикой и пантомимой.
Ход занятия в детском саду на тему эмоции
Введение в тему занятия.
Дети входят на занятие под песню «Улыбка» (В.Шаинский). Встают в круг, здороваются друг с другом, передавая друг другу мяч и называя друг друга ласково (Доброе утро, Сашенька).
Воспитатель: Я вижу, что у вас хорошее настроение. Угадайте как я об этом узнала?
Дети: Мы улыбаемся, у нас веселье, радостные лица.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о разных настроениях человека, о различных эмоциях людей.
Упражнение на развития зрительного восприятия и воспроизведения различных эмоций.
Появляется Антошка и плачет.
Воспитатель: Что, Антошечка, не весел, что ты голову повесил…
Антошка: Я где-то потерял свою улыбку, и мне очень грустно.
Педагог: Не переживай, мы найдем твою улыбку. У меня есть картинки, на которых изображены разные лица, давай поищем твою улыбку.
Педагог показывает картинки, дети изображают на своем лице данную эмоцию, называют ее словом. Веселая картинка — последняя. Педагог по ходу изображения спрашивает у детей, когда ребенок бывает таким. Например: «Я злой – когда дерусь» и т.д.
Педагог показывает последнюю картинку Антошке.
Воспитатель: Вот твоя улыбка. Скорее бери ее и начинай улыбаться.
Антошка (радостно): Спасибо! Вы вернули мою улыбку. Теперь я могу веселиться и играть. Я хочу с вами поиграть в игру «Здравствуй, Дедушка – Молчок» и вспомнить, каким разным бывает настроение у ребят.
Дети встаю в круг и проговаривают слова:
Чоки-чоки-чоки-чок
Здравствуй, Дедушка – Молчок,
Вместе мы хотим играть,
Настроение показать…
Воспитатель показывает картинку с эмоциями и просит детей их показать и проговорить, какая эмоция изображена на картинке.
Антошка: Молодцы. Вы очень хорошо показываете настроение лицом, а как еще можно передавать настроение?
Педагог предлагает всем сесть за столы.
Упражнение на развитие творческого воображения и мелкой моторики.
Воспитатель: Антошка, настроение можно передать и музыкой. Следующая моя игра музыкальна. Послушайте отрывки знакомых произведений. Вспомните, какое настроение они передают. Во время звучания каждого произведения нам нужно с помощью краски передать настроение музыки. Можно рисовать любые линии, пятна – все, что хочется.
Дети слушают отрывки из музыкальных произведений И.С.Баха «Шутка», М.И.Глинки «Марш Черномора», П.И.Чайковского «Апрель (подснежник)». Во время звучания рисуют на отдельных листах бумаги.
Антошка: Молодцы, ребята, очень необычные у вас получаются рисунки. А теперь давайте с вами немного отдохнём и поиграем
Игровое упражнение на эмоционально-волевую регуляцию «Снежинки»
Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони – вниз.
Подул ветер, закружились снежинки – кружатся на месте на носочках (медленно плавно).
Началась снежная буря, полетели снежинки – бегут на носочках по кругу врассыпную (легко, стремительно).
Ветер затих, намело сугроб – все «слетаются» к центру и собираются в «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу.
Воспитатель: Знаешь, Антошка, мы с ребятами поможем тебе никогда больше не терять улыбку и хорошее настроение – мы сделаем тебе много улыбок, и ты возьмёшь их с собой.
Лепка из пластилина
Педагог предлагает детям сделать на картонных цветных кружочках веселые лица – «смайлики» с помощью пластилина (глазки, улыбку).
Антошка благодарит детей и уходит.
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, хвалит детей за работу.