Цель:
Учить детей целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, разделять на части целый объект и наоборот создавать из элементов заданную модель, видеть в них общее и различное, делать выводы и обобщения.
Развивать мелкую моторику, образное мышление, творческое воображение, активную речь, слуховое и зрительное внимание.
Совершенствовать умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры.
Обогащать словарь детей и совершенствовать грамматическую структуру собственной речи.
Закрепить названия цветов, геометрические плоскостные и объемные фигуры, величину предметов, понятия «один», «много», «два».
Воспитывать исполнительность, внимательность, способность радоваться победам своим и сверстников, эстетический вкус, духовно-нравственные качества.
Материал: сказочный дом, кукольные: баба и внучка; готовые формы вырезанных белых и разноцветных снежинок, удочка, большая снежинка, браслеты, елка (1 большая, 2 маленьких игрушечных белочки, шишки, палочки зеленого цвета (по 10 шт. на каждого ребенка), «Танграм», круг желтого цвета (солнышко), гимнастические палки (желтого цвета — солнечные лучи), коврики, аудиозапись.
Ход занятия в младшей группе детского сада
Воспитатель: Дети, проходите пожалуйста сюда и садитесь на вот эти коврики, а я вам сейчас расскажу историю о непослушной Машеньке. Слушайте меня внимательно: «Жила- была бабушка Арина со своей внучкой Машенькой. Однажды бабушка говорит:
— Машенька, послушай меня внимательно, я сейчас пойду в магазин за молоком, а ты поиграй дома, подожди пока я приду, только далеко не уходи, поняла?
— Да, бабушка, понятно.
Бабушка уходит, Маша ходит туда-сюда, останавливается, задумывается: «Что же мне делать самой дома, грустно мне здесь одной сидеть, пойду погуляю (выходит) подальше от дома по этой дорожке, может кого-то встречу.
(Маша идет, звучит музыка)
— Ой, что это (появляется большая снежинка, привязанная к удочке). Какой красивый цветочек летает. Дети, а вы случайно не знаете, что это?
Дети: Это — снежинка!
Снежинка (большая): Да, дети, правильно! Я — снежинка. А скажите мне пожалуйста, знаете ли вы какая я?
Дети: Ты беленькая, пушистая, красивая, холодная, влажная, легкая.
Снежинка: А что я умею делать? (Летать, кружиться и на землю садиться) Молодцы! Вы все обо мне знаете. А вы случайно не видели моих подружек снежинок?
Дети: Нет,
Снежинка: А помогите мне их найти.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе пойдем их поищем. И Машенька нам тоже в этом поможет.
Дети становятся за столы и составляют бумажных снежинок.
Воспитатель: Снежинка, посмотри каких хороших и замечательных подружек нашли тебе детки вместе с Машенькой. А сейчас Лиза расскажет тебе стих о красивых, замечательных снежинках.
Стихотворение Снежинка
С белой вьюгой прилетела
Лёгкая пушинка.
И на варежку мне села
Звёздочка… СНЕЖИНКА
Воспитатель: Дети, а давайте мы вместе с вами покажем, как умеют кружить снежинки.
Физминутка Снежинка.
Дети выполняют движения.
Маша: Ой! Сколько снега намело! Где же мой дом, его не видно, видимо я заблудилась. Как же дом теперь найти, какие деревья вокруг стоят. (Подходит к елке, касается) Ой, колючие какие, как же они называются эти деревья?
Дети: Елки.
Воспитатель: А какого они цвета? (Зеленого). А как называются детки у елки (Шишки). Молодцы, ребята! А скажите, сколько здесь больших елок? (Одна). А маленьких? (Две). А давайте сделаем так, чтобы их стало много! Давайте пойдем с вами к вот этому столику и сконструируем каждый по одной елочке. (Дети садятся)
Воспитатель: Маша, сколько у тебя получилось елок (1), а у тебя, Влад? (1) (Воспитатель спрашивает каждого ребенка). А теперь вместе их стало сколько? (Много). Правильно, дети, много, и теперь наш лес станет уютным для всех.
Маша: Сколько много елок и как они все качаются! И почему?
(Воспитатель дергают за леску, которая привязана к веточке)
Воспитатель: Дети, а давайте, скажем нашей Маше кто качает деревья (Ветер!) А какой бывает ветер (Холодный, теплый). В какое время года ветер бывает холодный, летом или зимой? (Зимой). А теплый? (Летом). Давайте с вами покажем как мы умеем делать теплый ветер. (Дети дуют на ладошки) Чувствуете тепло? (Да). А давайте теперь подуем на кончики пальцев, вы чувствуете? (Холод).
Воспитатель: А по силе, какой бывает ветер? (Сильный и слабый). Давайте подойдем к снежинкам и покажем силу ветра. Давайте подуем легонько, как движутся снежинки? (Слабо). А теперь давайте покажем сильный ветер. Как теперь начали двигаться снежинки? (Сильно)
Воспитатель: Дети, а давайте мы сейчас покажем, как гудит и завывает сильный ветер? (Дети: У-у-у-у).
Воспитатель: А сейчас Люда расскажет стихотворение о ветре.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Воспитатель: Дети, давайте пойдем к домику Деда Мороза и посмотрим, что же там ветер наделал. А сделал он вред: сломал забор и теперь все его домашние животные, которые живут с ним, могут разбежаться кто куда и попасть в беду. Давайте поможем Деду Морозу починить забор и Машенька будет вам помогать.
Дети ремонтируют забор стоя (из строительного материала конструктора)
Воспитатель: Молодцы, дети, дедушке вы помогли. А послушайте, кто это песенку поет.
Дети идут к елке, где сидит белочка. Звучит аудиозапись.
Воспитатель: Кто это, детки? (Белочка). Да, верно, дети, это — белочка. Она поет свою любимую песенку, радуется, что пришла зима и скоро придет Новый год! А где же ее лесные друзья? С кем же она будет Новый год встречать? Видимо испугались зверьки сильного ветра и скрылись. Давайте мы их найдем, чтобы они услышали песенку, которую пела белочка.
Дети делают зверушек способом Танграм сидя.
Воспитатель: Молодцы, ребята, зверюшек мы белочке нашли. А теперь давайте с вами украсим елочку своими красивыми снежинками.
Дети вешают свои браслеты-снежинки. Елка зажигается огоньками.
Воспитатель: Ой, какая красивая стала наша елка. Теперь все звери могут встречать Новый год! Дети, всем мы с вами помогли, пора и Машеньке дорогу домой найти, а то ее уже, наверное, ждет бабушка Арина, волнуется. Давайте на помощь позовем Солнышко!
Дети: Солнышко, солнышко!
Загляни в окошко
Лучиками посвети
Нам дорогу покажи.
Воспитатель: Но оно почему-то не появляется, давайте пойдем его позовем. А вот и оно. Дети, посмотрите, солнышко же спит, поэтому оно нас и не услышало. А уснуло оно, потому что потеряло свои, что? (Лучики). А чтобы его разбудить, нам нужно их найти (Песенка колокольчика). Дети, послушайте чья это песенка? (Это песенка колокольчика). Правильно — сейчас мы пойдем на его звук, этот звук, дети, поможет нам найти лучи.
(Дети идут, находят корзину с гимнастическими палками желтого цвета. Каждый берет по «лучику»)
Воспитатель спрашивает каждого ребенка: «Сколько у тебя лучей?» (Один). А у тебя, и т.д. Давайте теперь с вами вернем лучи солнышку.
Дети прикладывают гимнастические палки по кругу.
Воспитатель: А теперь, сколько стало лучей у солнышка? (Многие). Правильно, дети, а скажите мне, пожалуйста, какого цвета солнышко? (Желтого). А какой формы? (Круглой). Молодцы, все о солнышке рассказали. Теперь посмотрите, оно проснулось, потянулось к нам, улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся друг другу и нашему солнышку.
Маша: Солнце выглянуло вдруг
Стало видно все вокруг
И дорожки и пути
Дом я свой смогла найти.
Маша: — Спасибо малыши, больше я не буду никогда из дома уходить. Я всегда буду слушаться свою бабушку. До свидания!
Воспитатель: Ну что же, дети, пришло время и нам тоже возвращаться в детский сад и на прогулку уходить. Будем мы с вами вместе в снежки играть.