Цель:

— обобщить и систематизировать знания детей о растениях и животных леса, их характерных особенностях, об особенностях приспособления животных к условиям среды (способы питания, передвижения, защиты от врагов);

— закрепить понимание взаимосвязи между растениями и животными и неживой природой;

— подвести к пониманию единства природы;

— активизировать словарь детей словами – названиями обитателей леса и глаголами;

— способствовать развитию связной речи дошкольников, упражнять в звуковом анализе слов, в правильном выборе звуковой модели слова;

— закрепить умение детей решать математические задачи, интеллектуальные задания;

— совершенствовать умение детей работать ножницами, сгибать бумагу в разных направлениях;

— развивать творческое воображение, познавательную активность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, систематизировать;

— формировать задатки экологического сознания, основы экологической культуры;

— воспитывать экологически целесообразное поведение, гуманное отношение к растениям, животным, независимо от личностных предпочтений.

Ход занятия в старшей группе детского сада:

Орг. момент

Развитие логического мышления.

Воспитатель. – Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Путешествие наше будет очень интересным и необычным, и немного сказочным. Впереди у нас множество интересных вопросов и задач. Перед тем, как отправиться в путешествие предлагаю вам отгадать загадки про обитателей леса.

В белой одежке целый год ходила,

Весной зеленый полушубок надела,

Кудри умывала чистою росой

Всех удивила белой красотой. (береза)

Береза – это куст или дерево?

Как догадались?

Поделите на слоги слово береза. Сколько слогов в слове?

Назовите согласные звуки в слове береза. Сколько их?

Только глазки открываю –

Вас о весне извещаю.

Появился из-под снега.

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький……(подснежник)

Подснежник – это дерево, куст или травянистое растение?

Назовите первый (последний) звук в слове подснежник.

Можно ли безжалостно срывать цветки?

Воспитатель. — Еще одна загадка.

Птичка небольшая,

У нее белые щечки,

Серые лапки, черная шапка,

Желтенький фартучек,

Голосок тоненький.

Эта небольшая птичка

Называется …(синичка).

Чем отличаются птицы от других животных?

Почему о птицах говорят, что они рождаются дважды?

Составьте предложение со словом синица.

Воспитатель. — А скажите-ка вы мне:

Всю зиму тихо спит в берлоге,

Гулять не ходит по двору,

В лесу хозяин самый строгий,

Боится Машу лишь одну (медведь)

Медведь – это растение, птица, насекомое, рыба или животное? Почему так думаете?

Можно ли медведя назвать травоядным? (хищником?)

Почему медведь спит зимой?

Воспитатель.- Что это такое?

В воде водится,

С хвостом родится.

А как вырастает,

Хвост отпадает? (лягушка)

Где живут лягушки?

Какую пользу они приносят природе и людям?

Можно ли лягушку назвать красавицей?

Дидактическая упражнение «Кто лишний?»

Во время отгадывания загадок были выставлены картинки с отгадками.

– Кто лишний на картинках? Почему?

Вы очень хорошо справились с задачей. Если вы так хорошо знаете обитателей леса предлагаю садиться в поезд и поскорее ехать в лес.

Активизация существительных и глаголов в речи.

Дети повторяют за педагогом последние слова строк рифмовки и выполняют соответствующие движения, которые он показывает.

Поезд едет…(едет, едет) (делают круговые движения руками)

Поезд мчится…(мчится, мчится) (топают ногами).

Поезд ветер обгоняет: ш-ш-ш…(ш-ш-ш, ш-ш-ш) (поднимают руки вверх)

Аж в ушах вистит: ссс…(ссс, ссс) ( машут руками над головой).

Замедляет ход: ч-ч-ч…( ч-ч-ч, ч-ч-ч) (сгибают руки в локтях)

И дает гудок: ууу…(ууу, ууу) (прикладывают ладони трубочкой ко рту)

Звучит музыка, дети двигаются «змейкой», подходят к ковру.

Элементы оздоровительного комплекса.

Воспитатель. — Вот мы и добрались до леса. Красиво здесь, не так ли? Подскажите мне, пожалуйста, и покажите: кто что делает? Воспитатель называет кого-то или что-то, а дети выполняют соответствующее действие и имитируют его.

Зайчик …(прыгает),

бабочка…(летает),

травка…(растет),

цветы…(расцветают),

солнышко…(пригревает),

а наши дети…(улыбаются)!

Все в лесу набирает силы, растет, крепчает! Поэтому я предлагаю и вам зарядиться – набраться от природы ее энергии.

Под тихое звучание музыки дети садятся в круг на коврик.

Делаем так: поднимаем ладони вверх, закрываем глаза и представляем солнышко – большое, яркое, теплое-теплое и лучистое. Солнце посылает свои лучи прямо в наши ладони. Они теплеют, теплеют, собирают в себе ласковые лучи…, а теперь переносим ладони к лицу и всю энергию, всю силу, что дало нам солнышко, направляем на лоб, глаза, нос, рот, уши.

Дети делают точечный массаж лица. Включаем кнопочки на лбу, чтобы лучше думалось; возле носика, чтобы свободнее дышалось; возле ушей чтобы они лучше слышали; у глаз, чтобы они лучше видели; у рта, чтобы он лучше звуки произносил.

Игра «Назови растение»

Воспитатель. — Как много в лесу разных деревьев, кустов, травы и цветов. Давайте поиграем с мячом. «К кому мячик прилетает, тот лесное растение называет».

Игра «Какие бывают елки»

Воспитатель. — Очень много в хвойном лесу елок. Интересно, знают ли малыши, какие елки бывают? Педагог называет признак елки, если такое бывает, дети имитируют, если не бывает – топают ногами и крутят головой. (Елки бывают высокие, низкие, ушастые, маленькие, рогатые, большие, зубастые, пушистые, колючие, мягкие).

Отгадывание ребуса.

Где-то там на ветке сидит птица. Она не хочет показываться нам на глаза, пока вы не отгадаете этот ребус.

Игра «Эхо»

Воспитатель. — В лесу здесь живет эхо, которое повторяет все последние звуки.

Сможете повторить, как это делает эхо?

(Набор предложений, дети повторяют последние слоги)

Звуковой анализ слов.

В лесу спряталось огромное лесное животное. Интересно, кто это?

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый…(лось)

Игра «Раздели на слоги»

Лось в лесу живет дружно со всеми зверушками. Однажды решил он построить сказочные домики для своих друзей. В одном домике получилось одно окошко, в другом – два, еще в одном – три. Сейчас мы поможем зверятам найти свой дом. В доме с одним окошком будут жить звери, в названиях которых один слог; в доме с двумя окошками – звери, в названиях которых два состава; в доме с тремя окнами – звери, в названиях которых три слога.

Звучит музыка «Полет шмеля»

Слышите, слышите? Кто это к нам летит?

Сам полосатый, весь мохнатый,

Все летает возле дома.

– Я не пчелка – всем скажу!

Отгадайте кто я, потому что укушу. (шмель)

Игра «Веселые задачки»

Шмель – труженик подарил нам чудо – цветочки. На них что-то написано: если решите веселые задачки – перед вами появится сказочная птица.

1. Одна сорока-белобока

В лесу еще двоих встретила.

Всего же сколько здесь сорок?

2. Ворона и Поросенок купили себе новые туфли и начали обуваться. Кто справится быстрее?

3. Ежик, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли еду. Кого послать за ней?

Конструирование из бумаги в технике «оригами»

А вот и волшебная птичка пожаловала к нам. Как она называется? (Лебедь) Хотите научиться изготавливать такого красавца? Смотреть схему изготовления оригами лебедя здесь

Дети садятся за рабочие столы. Педагог демонстрирует и объясняет способ изготовления бумажной птички.

Перед детьми квадратный лист бумаги, сложенный по диагонали, с нарисованным контуром головы и шеи. Дети держат квадрат по линии сгиба левой рукой, правой делают надрез по контуру и надрезы с обеих сторон.

Далее придаем птичке объем, заворачивая левый рожок вверх или же вниз.

Итог. Рефлексия

Воспитатель. — Как же красиво в лесу в гостях! Вам было интересно? А что понравилось больше всего?

Мудрая матушка-природа всегда нас учит быть разумными, смышлеными, радостными, добрыми.

Берегите природу, дорогие дети.

А теперь пора возвращаться в детский сад. На память о лесе мы возьмем сказочных бумажных птиц, которых изготовили сами.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

17 − 11 =

Отправить