Методика проведения подвижных игр для дошкольников в детском саду в этой статье.
Как утверждают единогласно выдающиеся педагоги всех времен и народов, детство без игры — неполноценное. Именно поэтому в детских садах все больше внимания уделяется физическому воспитанию детей, подвижным играм в помещении и на свежем воздухе. Ведь ребенок должен расти не только умственно совершенным, но и физически развитым, с пользой как для себя, так и для всего общества.
Подвижные игры для детей со стихотворным сопровождением
Игра «Цапли и лягушки»
Цель. Совершенствовать навыки прыжков на корточках, быстрого бега.
Воспитывать внимание, сообразительность, умение быстро действовать по сигналу.
Ход игры
Детей разделяют на две одинаковые подгруппы, одна из которых становится «лягушками», а другая — «цаплями».
Во время слов воспитателя:
Лягушки-квакушки по берегу прыгают,
Мошек и комариков на обед собирают.
«Лягушки» прыгают вприсядку по всему коврику.
Воспитатель продолжает:
Прилетели цапли с длинными клювами,
Смотрите, лягушки, будет беда с вами!
На эти слова «цапли» бегают по залу, пытаясь поймать «лягушек».
Указания к игре: при повторении игры дети меняются ролями, побеждает та команда, которая поймает больше «лягушек». Пойманных лягушек отводят на другую сторону зала.
Игра «Пчела и цветы»
Цель. Совершенствовать навыки бега.
Воспитывать внимание, сообразительность и быструю реакцию на сигнал.
Ход игры
Среди детей считалкой выбирают цветовода и пчелу, остальные дети — цветы. Цветовод называет каждому шепотом, какой он цветок (ромашка, астра, мак).
Дети-цветы стоят на одной стороне площадки, пчела — на другой. Пчела подлетает к цветнику. Цветовод спрашивает:
— Пчела, пчела, чего прилетела?
— За цветком!
— За каким?
— За астрой! (к примеру)
— Так бери!
Пчела берет за руку названный цветок и отводит на другую сторону площадки. Затем летит за другим цветком. Если такого цветка нет, цветовод говорит:
— Лети к другому цветнику!
Пчела облетает вокруг площадки и снова летит к цветнику. Игра повторяется.
Указания к игре: когда отгаданы 3-4 цветка, игра прекращается и выбирают другую пчелу и цветовода.
Игра «Пес Барбос»
Цель. Совершенствовать умение лазить по гимнастической стенке и бегать вприпрыжку. Воспитывать внимание, выносливость.
Ход игры:
На одной стороне зала стоят дети. На противоположной стороне, у «будки» сидит «Пес Барбос».
Воспитатель декламирует:
Пес Барбос заснул в будке
У нашего двора.
А веселая и задорная
Вышла играть детвора.
Дети вприпрыжку бегут по залу.
Воспитатель продолжает:
Вдруг пес проснулся, встал,
И ловить детей он стал.
Дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее, а пес ловит их. Игра повторяется с другими ведущими.
Указания к игре: дети должны бегать вприпрыжку в разных направлениях, а не натыкаясь друг на друга. Напоминать детям, чтобы во время лазания на гимнастической стенке не пропускали ступеней.
Игра «Дети и волк»
Задача: бег по прямой с ловлей. Воспитание выносливости, умения выполнять движения на условный сигнал.
Ход игры
Одна сторона площадки отделяют линией. Это лес, где живет волк. Один ребенок, изображающий волка сидит в лесу, а остальные становится в ширину на противоположном конце площадки. Между воспитателем и детьми происходит диалог:
Воспитатель: Дети, дети, вы куда?
Дети: По ягоды и грибы. В лес дремучий мы пойдем, еще и орехов наберем.
Воспитатель: В лесу голодный волк!
Дети: А мы его обойдем.
Дети идут в лес и собирают грибы и ягоды — приседают и касаются руками к полу. Дети подходят к линии, за которой сидит волк и говорят:
— Ягод и грибов здесь много можно собрать , а волков, медведей здесь и не видать.
Последние слова волк, до сих пор будто дремал, встает, рычит и ловит детей. Если волк поймает 1-2 детей, игра повторяется.
Правила игры: Волк ловит детей только после слов «Не видать».
Указания к игре: Воспитатель следит, чтобы все дети вместе приседали и поднимались, собирая грибы, ягоды. В конце игры, воспитатель определяет ловкого волка. На роль волка пойманных детей не выбирать.
Игра «Дед Мороз»
Задача: ходьба по кругу, бег в разных направлениях. Воспитание быстрой ориентации в пространстве, ловкости, внимания.
Ход игры
Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают Деда Мороза. Ему дают волшебную палочку, которой он будет замораживать детей. Дед Мороз становится посередине круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:
— Дед Мороз, красный нос,
Ты нам щечки не морозь,
А мы снега наберём,
Хорошенько нос потрём!
После этих слов дети разбегаются врассыпную, а Дед Мороз догоняет детей и старается коснуться их волшебной палочкой. К кому Дед Мороз коснулся, то замирает на месте.
Указания к игре: воспитатель прекращает игру, когда большинство детей поймано, или если Дед Мороз не слишком ловкий, а дети устали бегать.
Игра «Еж и мыши»
Задача: бег с ловлей. Воспитание сообразительности, внимания, быстрой ориентации в пространстве, ловкости.
Ход игры
Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают ежа и мышку. Мышка становится посередине круга, еж вне круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:
Ёжик носит не футболки,
Не рубашки, а иголки!
Мышку хочет он поймать,
Чтобы ей позавтракать.
Затем дети останавливаются, поднимают вверх руки, образуя ворота и говорят:
Мышка, Мышка, не зевай,
А скорее убегай!
После слов «убегай» мышка выбегает из норки, а еж начинает ее ловить. Игра заканчивается, если еж поймает мышь. При повторении игры воспитатель выбирает другого ежа и мышку.
Правила игры: Еж начинает ловить мышку на слово «убегай»
Указания к игре: Когда мышка устает бегать, воспитатель говорит: «норку закрываем». Тогда дети приседают, опуская сцепленные руки и игра заканчивается.
Игра «Зайчик-побегайчик»
Задача: бег по кругу, прямой с ловлей. Воспитание выносливости, сообразительности, внимания, памяти.
Ход игры
Среди детей выбирают зайчика. Зайчик сидит на пенечке, приуныл. Дети подходят к зайчику и между ними происходит такой диалог:
Дети: Зайчик-побегайчик, где ты был?
Зайчик: В лесу.
Дети: Зайчик-побегайчик, что делал?
Зайчик: Сено косил.
Дети: Зайчик-побегайчик, куда клал?
Зайчик: Под лавку.
Дети: Зайчик-побегайчик, кто украл?
Зайчик: А вы, дети!
После этих слов дети бегут на другую сторону площадки, а зайчик их ловит. Игра повторяется с другим зайчиком.
Правила игры: Бежать после слов «А вы, дети!»
Указания к игре: Воспитатель следит, чтобы дети не бежали раньше, чем закончится диалог. В конце игры определяет ловкого ребенка, который ни разу не был пойман.
Игра «Пчелки»
Задача: бег, приседания. Воспитание быстрой ориентации в пространстве, внимания, умения движениями отвечать на слова воспитателя.
Ход игры
Дети-пчелки стоят на краю площадки. На слова воспитателя:
— Пчелки летают
Медок все собирают
Дети машут руками будто крыльями, бегают врассыпную, минуя друг друга. На слова воспитателя:
— Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Себе цветок я найду.
Дети приседают каждый у цветка. Кому не хватило цветка, выбывает из игры.
Игра повторяется словами:
— Пчелки летают
Медок все собирают
Пока дети-пчелки летают, воспитатель забирает один цветок. Игра заканчивается, когда большинство детей выбывают из игры.
Правила игры: у цветка приседать только одному ребенку.
Игра «Дети и петушок»
Задача: бег в разных направлениях. Воспитание внимания, ловкости, умения действовать по сигналу.
Ход игры
Считалкой выбирают петушка. Все остальные дети стоят за линией. Воспитатель говорит:
— Петушок утром уже не спит
Очень громко кричит:
В это время петушок ходит по площадке и громко кукарекает 2 р.
Ку-ка-ре-ку! — 2р.
Дети ему отвечают:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Почему рано так встаешь
Детям спать не даешь
После этих слов петушок начинает ловить детей, которые бегают по площадке.
Правила игры: когда петушок поймал большинство детей, игра прекращается и выбирается новый петушок. Пойманным считается тот, кого петушок коснулся.
Указания к игре: воспитатель следит, чтобы дети не бежали раньше, чем закончится диалог.
Игра «Коза и волк»
Задача: ходьба по кругу, бег с ловлей. Воспитывать выдержку, смелость, смекалку, ловкость.
Ход игры
Считалочкой дети выбирают волка и козу, все остальные — пастухи. Взявшись все за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза, и говорят такие слова:
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Съем козу и буду сыт,
Я же волк — лесной бандит!
После этих слов коза выбегает через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а волк ее ловит. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала.
Правила игры. Коза может забегать обратно в круг. При этом ворота закрываются. Волк имеет право ловить козу только вне круга.
Указания к игре. Воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бегали вне круга.
Игра «Рыбаки и рыбки»
Задача: бег врассыпную с ловлей, воспитание выдержки, внимания, памяти.
Ход игры
Среди детей выбирают 2-3 рыбаков, остальные — рыбки. Рыбаки становятся на одном месте площадке, рыбки — на другом. Между ними происходят такой диалог.
— Рыбаки, рыбаки, вяжете?
— Сетку!
— Кого будете ловить?
— Рыбку.
— Какую?
— Карасей и щуку!
— Так ловите!
Рыбки разбегаются по всей площадке, каждый рыбак пытается поймать хоть одну рыбку.
Правила игры: Рыба считается пойманной, когда рыбак коснулся ее рукой. Когда рыбаки поймали хоть по одной рыбке, выбирают других рыбаков.
Указания к игре: воспитатель следит, чтобы дети бегали, не наткнувшись друг на друга, чередует бег с отдыхом.