Статья Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада здесь.

Программное содержание: формировать представление о понятиях «много» и «один», умение выделять единичный предмет из множества, образовывать множество из единичных предметов; познакомить со словами «много», «один», концентрировать внимание на количестве предметов в окружающей среде.

1. Волшебный мешочек

Пособия: маленькие пластмассовые куклы (по количеству игроков), грузовая машина с привязанной веревкой, чтобы удобно было ее возить, мешочек.

Ход игры. Воспитатель показывает детям маленьких кукол и спрашивает, какие это игрушки лежат на столе.

Дети. Маленькие куклы.

Воспитатель. Много кукол лежит у меня на столе. (Вызывает 2-3 детей, предлагает им погладить кукол, рассмотреть, как их много. Далее показывает детям мешочек и объясняет, что они сейчас поиграют с этим волшебным мешочком. Вызванный ребенок прячет кукол в волшебный мешочек).

Воспитатель. Сейчас, дети, вы будете получать из мешочка по одной кукле. Но волшебный мешочек открывается только тому, кто хорошо себя ведет. Подойди, Оля, опусти руку в мешочек и достань одну куклу. Сколько ты, Оля, получила кукол, покажи всем детям.

Оля. Одну куклу.

Воспитатель. Ира, сколько Оля получила кукол?

Ира. Одну.

Воспитатель вызывает 2-3 детей и предлагает им выполнить ту же задачу.

Одновременно активизирует и других детей, предлагает им наблюдать за действиями вызванных детей и называть, сколько кукол они будут доставать из мешочка. При этом он следит, чтобы дети не ошибались.

Вова вытащил из мешочка несколько кукол. Воспитатель помог ему отделить одну куклу, остальные ребенок опустил снова в мешочек. Дети с куклами проходят на свои места.

Воспитатель. Вы, дети, хорошо себя вели, поэтому сейчас мешочек откроется для всех. (С этими словами он обходит всех детей с тем, чтобы остальные дети тоже взяли себе по одной кукле). У всех у вас по одной кукле, покажите их. Сейчас мы покатаем кукол в машине. К кому машина подъедет, то посадит свою куклу в машину. (Медленно провозит машину мимо детей, а они по очереди сажают в нее своих кукол). Витя, сколько кукол ты посадил в машину?

Витя. Одну.

Воспитатель (спрашивает еще 1-2-х детей, а потом обращается ко всем). Посмотрите, дети, а сколько сейчас кукол в машине?

Дети. Много.

В конце игры воспитатель предлагает ребенку отвезти на машине всех кукол в игрушечный уголок.

2. Игра с флажками

Пособия: флажки (по количеству игроков).

Ход игры. Воспитатель показывает детям флажки: «Посмотрите, дети, как много у меня флажков (дает их подержать 1-2 детям). Флажков так много, что они не помещаются в руках у Оли».

Воспитатель (берет один флажок). Я возьму один флажок. Сколько я взяла флажков?

Дети. Один.

Воспитатель. А сейчас каждый из вас возьмет один флажок. Наташа, возьми один флажок. И ты, Игорь, возьми один флажок.

Миша хочет взять два флажка. Воспитатель поправляет его: «Ты возьми один флажок, вот это один флажок».

Дети ходят по комнате с флажками, размахивают ими, поют песенку о флажке.

Воспитатель созывает детей к себе: «А сейчас вы сами поставите флажки в вазу. Саша, сколько ты поставил флажков?».

Саша. Один.

Воспитатель. А ты, Игорь, сколько поставил флажков?

Игр. Один.

Воспитатель. Каждый поставил по одному флагу и их снова стало много. Сколько стало флажков?

Дети. Много.

3. Поиграйте с пирамидкой

Пособия: одинаковые пирамидки (по одной на каждого игрока).

Ход игры. Воспитатель показывает пирамидку, предлагает ребенку поиграть ею; ставит перед собой и ребенком по пирамидке. Затем снимает все кольца со своей пирамидки, берет их руками, говорит о том, что их много. Воспитатель предлагает ребенку снять кольца с его пирамидки, поиграть ими, говорит, что и у него их много. Далее воспитатель находит в себе самое большое кольцо, показывает его ребенку и надевает на стержень своей пирамидки, говоря при этом: «Надел одно кольцо». Помогает ребенку найти такое же кольцо и говорит: «И ты надень одно кольцо». Затем воспитатель находит себе кольцо несколько меньшего размера и, надевая его, снова говорит: «Еще одно кольцо надел». Воспитатель предлагает ребенку найти такое же кольцо у себя и надеть его на стержень.

Действия ребенка воспитатель сопровождает словами: «Сколько Витя надел колец?». «И Витя надел еще одно кольцо», — говорит воспитатель, если ребенок молчит. Когда игрушка составлена, воспитатель отмечает: «На пирамидке снова много колец».

4. Спасайте зайчиков от лисы

Пособия: силуэты зайчиков, вырезанные из бумаги (по одному на каждого ребенка), игрушечная лиса.

Ход игры. Воспитатель показывает детям зайчиков (все силуэты установлены на подносе): «Смотрите, как много зайчиков собралось. Правда, много?».

Дети. Много!

Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмет по одному зайчику. Сначала Игорь подойдет. Сколько зайчиков ты взял? (Одного). А сейчас Катя. Вася, сколько зайчиков взяла Катя? (Одного). А Лиза возьмет столько же зайчиков, сколько взяла Катя. Сколько ты, Лиза, взяла зайчиков? (Одного). Теперь я подойду к каждому. Вы тоже возьмите по одному зайчик. Пусть все зайчики прыгают на полянке.

Дети садятся на корточки, а зайчиков ставят у своих ног и делают движения как будто зайчики подпрыгивают.

Воспитатель. Сколько зайчиков прыгает на поляне?

Дети. Много.

Воспитатель (ставит игрушечную лису у горшка с цветком). Посмотрите сюда. Кто это под кустом сидит?

Дети. Лисичка.

Воспитатель. Сколько лисичек?

Дети. Одна.

Воспитатель (подсовывает лису к зайчиков). Смотрите, лиса подкрадывается к зайчикам, она хочет их съесть. Спасите зайчиков от лисы (делает движение, как будто лиса бросается на зайцев. Дети бегут к своим стульчикам).

Воспитатель. Спасли зайчиков от лисы? Видишь, лиса, ты одна, а нас много. Мы не пустим тебя к зайчикам.

5. Куры и петух

Пособия: шляпки из бумаги для «кур» и «петуха». Стульчиками отгораживается «курятник».

Ход игры. Воспитатель надел детям шляпки, изображающие голову курицы, а одному ребенку шляпку, изображающую голову петушка.

Воспитатель. Вы все курочки, а Коля — петушок. Курочек много, а петушок один. Петушок, иди в «курятник» и позови курочек.

Петушок заходит за загородку со стульчиков и зовет курочек «Ко-ко-ко!». Дети заходят за загородку.

Воспитатель. Сколько курочек собралось в курятнике?

Дети. Много.

Воспитатель. А сколько петушков?

Дети. Один.

Воспитатель (уходит в сторону и зовет кур). Цып-цып-цып! Ешьте зернышки. Петушок, позови курочек, вот здесь я насыпала зернышки.

Петушок зовет курочек. Дети подходят и делают вид, будто клюют зерна. В конце игры петушок ведет курочек гулять.

Воспитатель. Уже поздно. Петушок, веди курочек спать!

Дети заходят за загородку.

Воспитатель: Какой большой курятник. Курочек много, но все разместились. Правда, курочек много?

Дети. Много.

Воспитатель. А петушков тоже много?

Дети. Петушок один.

6. Отгадайте, где-много, а где-один

Понадобится: два ведра разного цвета, мелкие предметы (в красном ведерке — один, в зеленом — много), две салфетки, ширма.

Ход игры. Воспитатель. Дети, вы знаете, что в этих ведрах? Нет? Володя, иди сюда, опрокинь это ведерко, пусть дети увидят, что было в нем.

Дети видят, что из ведерка выпал один каштан.

Вызванный дальше ребенок показывает, что во втором ведерке было много каштанов.

Воспитатель. В каком по цвету ведерке был один каштан? (В красном). А в каком ведерке было много каштанов? (В зеленом).

После этого воспитатель, пользуясь ширмой, чтобы дети не видели, пересыпает много каштанов в красное ведерко, а один — в зеленый. Ведерки накрывает салфетками.

Воспитатель. Дети, вы помните, в каком ведерке был один каштан?

Дети. В красном.

Воспитатель. Иди, Таня, покажи.

Таня (подошла). Вот в этом, красном.

Воспитатель. Опрокинь ведерко и покажи, сколько сейчас в нем каштанов.

Дети видят, что в красном ведерке теперь много каштанов. А дальше убеждаются, что в зеленом ведерке находится только один.

Игрушки можно заменять, вместо ведерок давать корзины, вызвать других детей.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

5 + шесть =

Отправить