Как известно, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игры рассматриваются не только как средство учебно-воспитательной работы, но и как самостоятельная форма организации жизни и деятельности детей. В обучении дошкольников счету играм принадлежит значительная роль. Они систематически применяются в процессе занятий, а также как самостоятельная деятельность. Кроме того, они проводятся в часы досуга детей.
При обучении детей счету игры используются в определенной связи с дидактическими упражнениями. Дело в том, что на учебном этапе, когда детям подаются новые знания, требуется большая регламентация действий каждого ребенка по сравнению с последующим этапом — закреплением знаний и навыков. Именно дидактические упражнения позволяют обеспечить наибольшую регламентацию действий детей.
Дидактические же игры не всегда способствуют этому, благодаря их динамичности. Исходя из этих соображений, рекомендуем в начале обучения применять дидактические упражнения, а в дальнейшем с целью закрепления и углубления знаний проводить дидактические игры.
На занятиях с детьми 4-го года жизни одна дидактическая игра может полностью определить их содержание, когда речь идет об укреплении полученных знаний и навыков счета. С детьми 5-го, 6-го, 7-го года занятия усложняются, по структуре, и поэтому, как правило, в них дидактические игры сочетаются с дидактическими упражнениями. Постепенно вес дидактических упражнений на занятии растет в каждом следующем году, но необходимо также обеспечивать время для игр.
Опыт нас убедил, что в средней, старшей и подготовительной группах надо обязательно проводитьигры на занятиях по математике. Известно, что восприятие нового материала требует сосредоточенного внимания, поэтому он, конечно, подается в начале занятий. В дальнейшем ходе занятий повторяется пройденный материал. Это в значительной степени определяет дидактические упражнения и игры на занятиях по обучению счету. Если упражнения связаны с изучением нового программного материала, их следует проводить на занятии раньше, чем игры на закрепление проработанного материала.
Нами будут представлены различные игры на математике: дидактические, игры-драматизации, подвижные игры с элементами счета. В скобках указаны номера типовых игр. Размещение по этому принципу облегчит практическим работникам ДОУ отбор игр для отдельных занятий, а также для самостоятельной деятельности. Соблюден и возрастной принцип, но надо признать, что распределение игр по возрасту детей очень условно. Некоторые игры, предлагаемые для определенного возраста, могут быть применены и в работе с детьми следующих возрастных групп при условии соответствующего осложнения (увеличение цифр, ужесточение правил, применение цифр и т.д.).
Игры по обучению счету для детей 4-го года жизни
Дидактические игры по математике для детей 5 года жизни