Программное содержание:

— закрепить знания детей о свойствах песка, как природном компоненте, его разновидностях, через игры и опыты научить детей определять состав и физические свойства песка;

— закрепить знания детей о климатических условиях жарких материков, растительном и животном мире, понимание того, что для сохранения природы ее нужно беречь;

— быть наблюдательными, уметь рассуждать, делать самостоятельные выводы по результатам наблюдений; развивать речь детей;

— вызвать интерес к рисованию цветным песком воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать ее.

Словарь: оазис, дюны.

Материалы: мультимедийный проектор, песок, вода, пластиковая посуда, салфетки, камни, перхоть, белая бумага, песочница, клей, влажные салфетки, тарелочки, мерные ложки, весы, передники, шапочки.

Предыдущая работа: наблюдение за неживой природой, чтение загадок, проведение бесед о песке и его пользе, проведение опытов с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке».

Ход занятия в старшей группе детского сада

Приветствие.

Сюрпризный момент

Звук смс

Воспитатель. — Дети нам пришла смс, интересно от кого она?

Читает письмо.

Здравствуйте дети! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и ухаживает за растениями в пустыне. Пишет он, что в его доме везде удивительный песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок у нас он тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.

Ваш Незнайка.

Воспитатель: Ну, что поможем Незнайке узнать, чем же удивителен песок. (Проходим в нашу лабораторию и одеваем специальную одежду)

— Что вы видите в лотке? (Песок)

— Итак, мы с вами будем исследовать песок.

— Где мы с вами можем встретить песок? (на море, на строительстве, на пляже)

— По вашему мнению, следует быть осторожными с песком? (Да)

— Вспомним вместе с Незнайкой правила обращения с песком?

1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!

2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей

3. Нельзя вдыхать песок — можешь задохнуться!

4. После игры с песком — помой руки!

— Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим деткам.

— Дети, как вы думаете, откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

№1 «Откуда берется песок»

— Как мы можем это проверить. (Надо взять два камня и потереть их)

— Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)

— Какой же мы можем сделать вывод. Откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

— Какие разновидности песков вы знаете?

— Где их добывают?

(Речной — добывают со дна рек; строительный — песок, который образовался от естественного разрушения скалистых гор, карьерный — в карьере, песок с примесями глины, кинетический) (спросить у детей, где добывают каждый из видов песка)

— Внимательно посмотрите на экран и назовите, какой здесь песочек природный, а какой искусственный?

Итак, песок бывает естественным и искусственным.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: лоток с песком, листы белой бумаги.

Ход эксперимента:

— Дети, а как можно проверить из чего же состоит песок? (Взять лупу и рассмотреть его)

— Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)

А как же узнать, какой он на ощупь?

— прикоснуться кончиками пальцев

— прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней

— идут медвежата (кулачками переступают)

— ползут змеи (ребром ладони волнистые линии)

— идет лисичка (дети пальцами шагают)

— бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами)

— Какой же вывод можно сделать? (Песок теплый, холодный, рыхлый)

— А сейчас проведем еще один эксперимент и узнаем о свойствах песка.

№3 «Свойства сухого и мокрого песка»

Материал: стаканы, песок, вода, ложечки.

Ход эксперимента:

— Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его в руку и высыпать, то он будет сыпаться занятия в детском саду с детьми)

— Давайте проверим (дети берут сухой песок в горсть и сыплют)

— Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)

— Как вы думаете, есть у сухого песка запах (нет)

— Вылепить фигурки из сухого песка …

— Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)

— Имеет ли запах мокрый песок? (Он имеет специфический запах)

— Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).

— Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)

— Вылепить фигуры из мокрого песка.

— Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, он не имеет запаха, а мокрый песок лепится и имеет специфический запах)

— Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)

— Как мы можем проверить?

№4 «Какой песок тяжелее»

Материал: стаканы с сухим и мокрым песком, 2 весов (на двоих детей)

(Двое детей на весах проверяют сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)

— Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром — вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.

№5 «Можно ли заморозить песок?»

— У меня есть два стакана песка, сухой и мокрый, я хочу проверить, замерзает ли песок, что мне для этого надо сделать? (Взять стаканы и поставить их в холодильник, проверка)

— Какой же можно сделать вывод: сухой песок не замерзает, потому что в нем есть воздух, а он не замерзает, а мокрый замерзает, так как вода в холодильнике замерзает)

— Дети, а вы помните откуда пришло письмо (из пустыни)

— Что вы знаете о пустыне? (Ответы детей)

(Рассказ ребенка: Самая большая пустыня на Земле называется Сахара)

— Здесь везде песок. Местные жители называют ее «Морем без воды»

В пустыне очень жарко, в песке даже можно сварить яйцо (выяснить, какой песок), выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака.)

— Но если облака собрались в темную кучу, то это очень опасно. Поднимается ветер, который образует дюны. Посмотрите, какие дюны? Пожалуй здесь и живет друг Незнайки.

— Если в пустыне, так мало осадков, как там растут растения?

(Рассказ ребенка. У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Вода через песок проходит очень быстро, практически не задерживаясь на поверхности. Итак, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то растениям нужно за ней глубоко тянуться)

— Как вы думаете, если вместо земли у нас был бы песок, было бы у нас так много растений? Почему?

— А как это можно проверить? (Надо в стакан с землей посадить растение, а в другой стакан с песком посадить такое ​​же растение и понаблюдать, какое растение быстрее примется)

Дети сажают растение.

— Как вы думаете, какие животные живут в пустыне?

(Рассказ ребенка о верблюдах)

— Вот на нашем пути появился настоящий рай в пустыне. Это — оазис, водоем с роскошной зеленой растительностью вокруг.

Поиграем вместе с верблюдами.

Физкультминутка

Верблюд детенышей на полянку

На зарядку вывел с спозаранку.

Всем сказал: — стройтесь, смирно!

Сам сел и поднялся быстро.

Верблюжата повторяли:

Сели — встали, сели — встали

Детеныши делают упражнения:

Ногу влево, ногу вправо.

Наклонились, поднялись,

Затем хорошо потянулись.

Верблюжата отдохнули

И за столы все дружно сели.

Дидактическая игра «Человек и песок»

— Дети как вы думаете, зачем людям нужен песок? (Дети выходят по очереди к доске, где висят пазлы с цифрами, отвечают, переворачивают пазл … и в конце получается картина, где дети играют песком)

1. Песок используют для изготовления кирпича

2. В строительстве домов

3. Для изготовления стекла

4. Для песочниц

5. Для тушения огня

6. Для посадки цветов

7. Песком зимой посыпают дорожки

8. Для песочных часов

9. Из песка делают скульптуры

10. Для рисунков

14. Для декора

— Я предлагаю сделать друзьям Незнайки необычные подарки. А поможет нам в этом цветной сухой песочек.

Показ воспитателем

— Сначала намазываем изображения клеем, посыпаем его песком, а лишний песок стряхиваем на поднос.

(Сообщение детей, Незнайка уже купил билет на самолет, поэтому чтобы он не опоздал на самолет используем песочные часы)

Самостоятельная работа детей

(составляем работы в посылку и отправляем Незнайке)

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель. — Дети, как вы думаете помогли ли мы выяснить Незнайке удивительные свойства песка? Давайте вспомним о них.

— Откуда берется песок? (Ветер и вода разрушают камни и появляется песок)

— Из чего он состоит? (Из маленьких песчинок)

— Какой бывает песок на ощупь?

— Что происходит с водой, когда она попадает в песок? (Вода быстро впитывается в песок)

— Что тяжелее сухой или мокрый песок? Почему?

— Что вам понравилось на занятии?

— Что можно сделать из сухого песка, а из мокрого?

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

семь − 3 =

Отправить