Цель:
— формировать представление детей о разнообразии лекарственных растений, об их влиянии на организм человека и жизненно важной ценности;
— закрепить умение распознавать лекарственные растения по запаху, внешнему виду и правильно их называть (5 – 6 лекарственных растений);
— закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений;
— активизировать речь детей.
Материал: сухие веточки и соцветия лекарственных растений, загадки, перо, цветок, Дюймовочка, колобок, ласточка, мешочки с лекарственными растениями, конфета.
Ход занятия в детском саду
Орг. момент
Воспитатель: Ой, я вижу в вас хорошее настроение, глазки у всех сияют и никто не скучает. А что нам еще может улучшить настроение? (Ответы детей: улыбки, добрые поступки, подарки).
Дети, как вы думаете, цветы и другие растения помогут нам улучшить настроение? Посмотрите на этот букет: в нем каждый цветок неповторим и у каждого есть свое имя.
А сейчас превратимся в растения, но не простые, а чудо-растения, которые наделены чрезвычайными свойствами и для этого надо отгадать загадки. Кто какую загадку отгадает, тот в такое чудо-растение и превратится.
Загадки о лекарственных растениях для детей
В траве растет, в лесу,
Все его собирают, рвут.
Цветы желто-золотистые,
Будто звездочки цветут. (Зверобой).
Вы его прекрасно знаете,
На дорожках встречаете.
Он всем, как добрый друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник).
У лесной дорожки
Солнышко на ножке.
Серединка золотая,
юбочка белая…. (Ромашка).
Кто это на дорожке
На высокой ножке,
Цветочки синенькие,
Листочки зелененькие? (Цикорий).
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…… (Мята).
Солнышко в траве взошло,
Рассмеялось, расцвело.
Впоследствии стало белое-белое
И по ветру полетело. (Одуванчик).
Зелёная Красавица
Тронешь, обжигается. (Крапива).
А теперь назовите себя. Все эти чудо-растения не простые, а лекарственные.
Каждый ребенок, «превратившись в чудо-растение», слушает про себя и свои свойства. (Воспитатель рассказывает о лекарственных растениях, рассказывает легенды и приглашает детей на чай. Дети пьют чай, узнают по запаху и вкусу, из каких трав он заварен).
Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь проведем небольшую оздоровительную минутку «Природные доктора».
Поднимем ручки вверх, поздороваемся с солнышком: «Здравствуй, солнышко!» Опустим ручки ладошками вниз, поздороваемся с землицей, наберемся у нее силы: «Добрый день, земелюшка!» Поставим ручки к плечам и вдохнем воздух, поблагодарим за заботу водичку: «Спасибо тебе, водичка»!Будьте всегда с нами, наши природные врачи!
Воспитатель. А что говорят нам наши мудрые народные пословицы:
«Когда нет здоровья и силы, то целый мир не мил»;
«Здоровому все здорово» и тому подобное.
Воспитатель: А сказки, малыши, вы любите слушать? (Ответы детей).
А посмотрите, дети, кто это у нас здесь спрятался? Похоже очаровательное перо и, кажется, оно приглашает нас с вами в сказку. Считать начинаем, в сказку быстро попадаем 1, 2, 3.
Кажется мы в сказке, но в какой? (На коврике большой цветок).
Похоже это сказка «Дюймовочка». Но где же сама героиня?
Что ж, отправимся на поиски Дюймовочки. Кто же нам поможет ее найти? А вот колобок, он хочет с нами поиграть.
Дидактическая игра «Расскажи о растении»
Дети становятся в круг, передают из рук в руки колобка и говорят слова: «Колобок, беги, беги, о растении нам расскажи». У кого остается колобок, тот рассказывает о своем чудо-растении.
Зверобой – это лекарство, как говорят в народе, от 99 болезней. Цветы желто-золотистого цвета. Настои зверобоя употребляют для возбуждения аппетита, от ангины, гриппа, головной боли, ревматизма.
Подорожник растет возле дорог, семян идет в стрелку. Применяется для остановки крови из ран.
У ромашки листочки узорные, головка белая. Используют отвар, когда болит горло.
Цикорий растет вдоль дорог. Цветочки синенькие. Применяют настойку при заболеваниях почек, селезенки, печени, так и при зубной или головной болях.
Мята растет в огороде и в лесу. Распознать можно по необычному запаху. Действует как успокаивающее средство.
Одуванчик растет в парках, садах, лесах, порой и при дороге. Используют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, для лечения сахарного диабета, болезней печени.
Крапива растет в садах, на полянах. Обладает обеззараживающими свойствами. Используют для остановки кровотечения, при гнойных ранах.
Воспитатель: Дети, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга? (Ответы детей). Правильно, в эту книгу заносятся редкие исчезающие виды, поэтому давайте вспомним правила поведения при сборе лекарственных растений:
— нельзя рвать много растений;
— во время сбора лекарственных растений, не нужно пытаться их все собрать в одном месте;
— часть обязательно оставляют в природе, чтобы растения продолжали размножаться;
— нельзя пробовать плоды, корневища;
— после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки.
Колобок хочет нам показать, что на поиски необходимо отправляться в лес. (Дети садятся за столы).
Ой, кого это мы встретили? (Ласточку). Она какая-то расстроенная. Почему? Потому что не может распознать лекарственные растения. Итак, давайте поможем ласточке и с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.
Ну что же вижу все справились с этим заданием и за это нам ласточка приготовила небольшой сюрприз. А что у нас тут спрятано? (Большая конфета). А что в ней?
План поиска.
Пройти по зеленой дорожке.
Повернуть налево и сделать 3 шага.
Дважды подпрыгнуть.
Найти Дюймовочку не в корзине и не в ящике.
На коврике находятся: корзина, ящик, короб. Дети находят Дюймовочку.
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Вот и вернули мы Дюймовочку к своим цветкам и вместе с ней совершили интересное путешествие. А теперь время возвращаться в детский сад.
Вопросы детям
Спасибо, я взяла Вашу статью за образец и летом провела такое занятие с детьми. В итоге мы засушили лек. растения и сделали гербарий. Благодарю Вас за помощь.