Цель:
Готовить детей к театрализованной деятельности.
Формировать артистизм, средства эмоциональной выразительности: интонацию, мимику, позу, характерные движения, ходьбу; умение отражать настроение через цвет.
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Тренировать речевой аппарат детей во время занятия.
Учить составлять сказку, используя стимул — образы (игрушки).
Формировать выразительность детской речи.
Вызывать радостное настроение, раскрепощенное состояние во время игр.
Воспитывать положительные эмоции, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: большой желтый мяч, бубен, фонарик, скороговорка, музыкальное сопровождение в записи, зеркальца, шаблоны гномиков, краски, кисточка, вода, волшебная шкатулка, игрушка Гнома, разноцветные кубики.
Ход занятия в старшей группе:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: — Дети, вы любите сказки? А путешествовать?
— Сегодня я предлагаю вам сказочное путешествие. А какое оно будет, нам подскажет наша волшебная шкатулка. (Дети заглядывают в ящик и находят игрушечного гнома)
— Дети, кто это?
— А кто знает, где живут гномы?
— Не знаете? Послушайте, что я вам расскажу.
Сказка о гномах.
Глубоко, глубоко под землей есть настоящий маленький город, в котором живут гномы. И все у них было бы хорошо, если бы туда доходили солнечные лучи. Но гномы нашли выход: среди города на высоком столбе у них висит большой солнечный шар. Ежегодно гномы выходят на поверхность и заряжают шар солнечной энергией, которой хватает и для растений, и для животных, и для самих гномов на целый год.
Вот сегодня именно такой день. Давайте превратимся в гномов и зарядим шар для жителей волшебного города (большой желтый мяч). Но пойдут в поход только те, кто успешно пройдет испытания.
1. Упражнение на совершенствование внимания, реакции и координации движений «Машинка»:
И. п.: руки согнуть в локтях ладонями вперед вверх. Предплечья прижаты к корпусу.
— раскрыть пальцы правой руки;
— сжать в кулак пальцы левой руки
— хлопнуть в ладоши;
— хлопнуть по коленям.
Осложнения: привлекаем голос — под счет произносить «тик — так».
Воспитатель. — Вижу, все пойдут в путешествие. Держите вот эти волшебные колпачки — они помогут вам в пути
… Дело в том, что неподалеку от города гномов живет подземный дракон. Он боится света и поэтому он пытается помешать гномам выйти наверх.
Становитесь в круг — мы попробуем зарядиться волшебной энергией от волшебной свечи.
2. Психогимнастика «Свеча»
Дети протягивают руки вперед ладонями вниз и концентрируют на них внимание, пытаясь «почувствовать» тепло от свечи;
— «зажженную» свечу медленно передают друг другу между ладонями, чтобы можно было почувствовать ее тепло;
— переносят «свечку» с закрытыми глазами. Те, кто «почувствовал» в ладошках тепло, сами «превращаются» в пламя и танцуют «танец огня» (пластичные движения, напоминающие движения пламени).
Воспитатель. — А сейчас, когда мы зарядились волшебной энергией, нам не страшен дракон. И мы отправимся по подземным лабиринтам.
3. Упражнение «Волшебные сигналы».
Дети двигаются между разноцветными кубиками, реагируя на сигналы:
— Сигналы бубна:
«1р.» — остановиться;
«2р.» — присесть;
«3р.» — продолжать движение в противоположном направлении.
— Световые сигналы (фонарик):
«1р.» — продолжать движение, высоко поднимая колени;
«2р.» — руки в стороны.
4. Упражнение «Разная походка»
(передача хода людей в различных ситуациях):
— Показать походку и выражение лица гномов, которые о чем-то задумались;
— Походку гномов, которые переходят пропасть по узкому мосту;
— Походку и мимику радостных гномов.
— Дети, впереди у нас волшебный коридор. Пройти его можно только говоря заклинание (скороговорку).
5. Упражнение на тренинг речевого аппарата
— Произносим скороговорку, четко произнося звуки в разном темпе (от самого медленного до самого быстрого).
Осложнения: произносить скороговорку разным тембром голоса:
— как «сердитый волк»;
— как «маленькая мышка»;
— шепотом, как «змея».
— Впереди у нас тяжелый участок пути.
Осложнения: произносить скороговорку во время ходьбы, одновременно выполняя упражнения на координацию движений:
«1» — руки в стороны;
«2» — руки вверх;
«3» — руки в стороны;
«4» — руки за спиной.
— Гномы устали и сели отдохнуть. А чтобы развлечься во время отдыха, решили сочинить сказку.
6. Упражнение «Составляем сказку»
(как опорный материал использовать мягкие игрушки)
— … В некотором царстве, игрушечном государстве, жил зеленый медведь. Он чувствовал себя очень одиноким. И вот, однажды … (продолжают дети по желанию)
— Наконец гномы добрались поверхности. Они радовались, танцевали, передавая шар друг другу, пока он не наполнился солнечной энергией.
(Современный танец под музыкальное сопровождение, которое передает радостное настроение).
— Когда гномы вернулись в свой подземный город, их встречали все его жители. Это был настоящий праздник. Гномы радовались без границ. Как вы думаете, можно эту радость нарисовать?
— Давайте попробуем в память о путешествии нарисовать веселых гномов.
7. Дидактическая игра «Я — веселый гном»
(зеркало, силуэты гномиков)
Под запись веселой музыки дети разрисовывают шаблоны гномиков.
Воспитатель подводит итоги рисования и предлагает заглянуть в волшебный сундук. Дети находят диск с мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». Воспитатель предлагает его посмотреть.