Программное содержание:

Продолжать расширять представление детей о правах, дать возможность детям осознать, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя, дать представление о важности права на имя, учить детей называть полное имя, отчество, фамилия.

Развить у дошкольников умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: фотографии детей, свидетельства о рождении детей, плакат с надписью: «Право на имя», фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, картинки, характеризующих все возрастные периоды человека, клубок ниток, мяч, иллюстративный материал «Права ребенка», карандаши, фломастеры, бумага, заготовки в виде свидетельства о рождении, кукла Катя, альбом с историей возникновения имен.

Предварительная работа: Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», беседы о правах ребенка, оформление страницы с историей своего имени, рассказывание из личного опыта: «Почему меня так назвали?», рассматривание иллюстративного материала: «Права ребенка».

Ход занятия в старшей группе:

Организационный момент:

Дети, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь любой день и любое доброе дело должно начинаться с хорошего настроения…

Основная часть:

Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.

А давайте вместе с Катей сыграем в игру:

Игра «Волшебный клубок»

(Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами)

Воспитатель: Ребята, вам было приятно, когда вас называли ласково?

И нашу гостью тоже зовут ласково, мы с ней уже познакомились, и сейчас Катя хочет рассказать о том, где она живет. Послушайте историю Кати о ее стране. (воспитатель одевает на руку куклу) и начинает рассказ:

«Я живу в удивительной, волшебной стране. В ней живут хорошие, умные люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как я. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у нас в стране хорошо. Но я вижу, что большие люди всегда очень серьезные заняты, они никогда не шалят и не играют, как я. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право……», а о правах маленьких, таких, как я, никто никогда не говорит. Наверное, действительно, у меня нет никаких прав» (говорит грустно).

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Кате нашу волшебную книгу, в которой нарисованы права детей, и вы ей расскажите о них

(Работа с иллюстративным материалом «Права ребенка»)

Воспитатель (от имени Кати) Ой, как интересно, как много я узнала! Оказывается, вот как много прав у детей!

Воспитатель: Дети, но сегодня во время игры «Волшебный клубок» мы уже начали знакомиться с новым правом, о котором вы еще не знаете.

А чтобы вы догадались, я предлагаю вам внимательно посмотреть друг на друга и сказать, чем мы похожи? (ответы детей: у нас есть руки, ноги, голова, туловище).

А чем отличаемся? (ответы детей: цветом глаз, волос).

Воспитатель: Правильно. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Вот как сказано в загадке: «В воде не тонет, и в огне не горит». Догадались? (имя).

Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень много. А расскажите теперь вы о том, в честь кого назвали вас родители.

(Дети рассказывают).

Воспитатель: Мы с вами заранее подготовили страницы с историей имени каждого ребенка группы, и сейчас я предлагаю вам сделать настоящий альбом с названием: «Красота моего имени».

(Дети находят страницу со своим именем, по желанию дорисовывают, раскрашивают ее, и все вместе составляют альбом)

Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, если я скажу нашей гостье – Катя, а нашему помощнику воспитателя – Галина Васильевна. Что же вы скажете о «Кате» и про «Галину Васильевну»? Кто они?

Дети: «Катя» – это девочка, а «Галина Васильевна» – тетя, взрослый человек.

Воспитатель: А если я позову тебя Артем, тебя, Аня, что мы можем сказать об этих детях?

Дети: Это мальчик и девочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель: Ребята, а к кому можно обращаться просто по имени?

Дети: Другу, товарищу.

Воспитатель: А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: К старшим, к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы разговариваем об именах?

Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы уже догадались, о каком праве идет речь?

Дети: «Право на имя».

Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Дети, сейчас я вам расскажу, как имя мое росло вместе со мной.

Это было давно… Родилась маленькая девочка, и звали эту девочку ласково: Ларисочка, Ларочка. Я выросла, стала взрослой. Моя мама зовет меня также, как и раньше мягко. Друзья зовут меня Лариса. А в детском саду я для всех – Лариса Анатольевна.

(Рассказ сопровождается возрастными фотографиями).

Воспитатель: Когда вы вырастите, ваше имя тоже вырастет вместе с вами. Давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «Кто кем станет?»

(игра с мячом)

Как будут называть нашу Катюшу? Екатериной, Артемку – Артемом, Анечку – Анной и т. д.

Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество, фамилия ребенка записывается в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении», рассмотрите все свои свидетельства о рождении. Я прочитаю, что в этом документе записано.

(воспитатель перечисляет графы свидетельства о рождении).

Вдруг неожиданно Катя начинает плакать.

Воспитатель: Что случилось?

Катя: А у меня нет свидетельства о рождении.

Воспитатель: Не расстраивайся, наши дети нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. И я впишу в него твое имя.

(Дети раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении», Катя выбирает себе то свидетельство, которое ей понравилось больше всего. Воспитатель вписывает в него имя, и дети дарят Кате свидетельство.)

Катя: Большое спасибо вам, ребята. Теперь у меня есть сказочный документ.

Заключительная часть

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель от имени Кати говорит, что ей очень понравилось наше занятие, и она очень много нового узнала о «Правах детей».

Воспитатель: Ребята, а о каком новом праве вы узнали сегодня?

Что понравилось больше всего?

Что показалось трудным?

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

три × один =

Отправить