Программное содержание:
Продолжать расширять представление детей о правах, дать возможность детям осознать, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя, дать представление о важности права на имя, учить детей называть полное имя, отчество, фамилия.
Развить у дошкольников умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: фотографии детей, свидетельства о рождении детей, плакат с надписью: «Право на имя», фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, картинки, характеризующих все возрастные периоды человека, клубок ниток, мяч, иллюстративный материал «Права ребенка», карандаши, фломастеры, бумага, заготовки в виде свидетельства о рождении, кукла Катя, альбом с историей возникновения имен.
Предварительная работа: Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», беседы о правах ребенка, оформление страницы с историей своего имени, рассказывание из личного опыта: «Почему меня так назвали?», рассматривание иллюстративного материала: «Права ребенка».
Ход занятия в старшей группе:
Организационный момент:
Дети, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь любой день и любое доброе дело должно начинаться с хорошего настроения…
Основная часть:
Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.
А давайте вместе с Катей сыграем в игру:
Игра «Волшебный клубок»
(Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами)
Воспитатель: Ребята, вам было приятно, когда вас называли ласково?
И нашу гостью тоже зовут ласково, мы с ней уже познакомились, и сейчас Катя хочет рассказать о том, где она живет. Послушайте историю Кати о ее стране. (воспитатель одевает на руку куклу) и начинает рассказ:
«Я живу в удивительной, волшебной стране. В ней живут хорошие, умные люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как я. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у нас в стране хорошо. Но я вижу, что большие люди всегда очень серьезные заняты, они никогда не шалят и не играют, как я. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право……», а о правах маленьких, таких, как я, никто никогда не говорит. Наверное, действительно, у меня нет никаких прав» (говорит грустно).
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Кате нашу волшебную книгу, в которой нарисованы права детей, и вы ей расскажите о них
(Работа с иллюстративным материалом «Права ребенка»)
Воспитатель (от имени Кати) Ой, как интересно, как много я узнала! Оказывается, вот как много прав у детей!
Воспитатель: Дети, но сегодня во время игры «Волшебный клубок» мы уже начали знакомиться с новым правом, о котором вы еще не знаете.
А чтобы вы догадались, я предлагаю вам внимательно посмотреть друг на друга и сказать, чем мы похожи? (ответы детей: у нас есть руки, ноги, голова, туловище).
А чем отличаемся? (ответы детей: цветом глаз, волос).
Воспитатель: Правильно. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Вот как сказано в загадке: «В воде не тонет, и в огне не горит». Догадались? (имя).
Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень много. А расскажите теперь вы о том, в честь кого назвали вас родители.
(Дети рассказывают).
Воспитатель: Мы с вами заранее подготовили страницы с историей имени каждого ребенка группы, и сейчас я предлагаю вам сделать настоящий альбом с названием: «Красота моего имени».
(Дети находят страницу со своим именем, по желанию дорисовывают, раскрашивают ее, и все вместе составляют альбом)
Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, если я скажу нашей гостье – Катя, а нашему помощнику воспитателя – Галина Васильевна. Что же вы скажете о «Кате» и про «Галину Васильевну»? Кто они?
Дети: «Катя» – это девочка, а «Галина Васильевна» – тетя, взрослый человек.
Воспитатель: А если я позову тебя Артем, тебя, Аня, что мы можем сказать об этих детях?
Дети: Это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, а к кому можно обращаться просто по имени?
Дети: Другу, товарищу.
Воспитатель: А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: К старшим, к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы разговариваем об именах?
Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы уже догадались, о каком праве идет речь?
Дети: «Право на имя».
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Дети, сейчас я вам расскажу, как имя мое росло вместе со мной.
Это было давно… Родилась маленькая девочка, и звали эту девочку ласково: Ларисочка, Ларочка. Я выросла, стала взрослой. Моя мама зовет меня также, как и раньше мягко. Друзья зовут меня Лариса. А в детском саду я для всех – Лариса Анатольевна.
(Рассказ сопровождается возрастными фотографиями).
Воспитатель: Когда вы вырастите, ваше имя тоже вырастет вместе с вами. Давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Кто кем станет?»
(игра с мячом)
Как будут называть нашу Катюшу? Екатериной, Артемку – Артемом, Анечку – Анной и т. д.
Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество, фамилия ребенка записывается в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении», рассмотрите все свои свидетельства о рождении. Я прочитаю, что в этом документе записано.
(воспитатель перечисляет графы свидетельства о рождении).
Вдруг неожиданно Катя начинает плакать.
Воспитатель: Что случилось?
Катя: А у меня нет свидетельства о рождении.
Воспитатель: Не расстраивайся, наши дети нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. И я впишу в него твое имя.
(Дети раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении», Катя выбирает себе то свидетельство, которое ей понравилось больше всего. Воспитатель вписывает в него имя, и дети дарят Кате свидетельство.)
Катя: Большое спасибо вам, ребята. Теперь у меня есть сказочный документ.
Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель от имени Кати говорит, что ей очень понравилось наше занятие, и она очень много нового узнала о «Правах детей».
Воспитатель: Ребята, а о каком новом праве вы узнали сегодня?
Что понравилось больше всего?
Что показалось трудным?