Конспект занятия по валеологии в средней группе: «Вот какой я- человек!»

занятие по валеологии в средней группе, занятие тело человека средняя группа, занятие в средней группеЦели и задачи:

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я - человек».

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Материалы и оборудование:

Блюдце, 3 стакана с кислым, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.

2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока, завернутые в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не выветрился.

Кубики льда, стакан с теплой водой.

Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход занятия в средней группе детского сада:

Воспитатель. - Дети, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в мир, под названием - «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.

- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядам на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы на физическом уровне: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут помогают другим людям ...

- Как вы думаете, почему так бывает?

(Ответы детей)

- Об этом мы узнаем на занятиях в детском саду, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может ни одно другое существо на Земле.

- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

Блок 1 - дифференциация понятий «части тела» и «органы»

- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (Ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)

- Зачем она нужна? (Ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)

- Туловище есть? (Показ туловища.) Есть! Какие органы есть в туловище внутри? (Ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

Блок 2 - волосы

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про волосы

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают.

(Волосы)

- Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.)

Познакомимся с их свойствами. Подержите свои волосы ... Подавите их ... Подергайте ...

Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте - тихонько. Что почувствовали? (Ответы детей: боль)

- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (Ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

Блок 3 - кожа

- Что располагается ниже? (Ответ: лоб)

- Что внутри? (Ответ: мозг)

- Зачем нам мозг? (Ответ: чтобы думать)

- Чем сверху покрыт лоб? (Ответ: кожей)

- Кожа есть не только на лбу, но и на всех других частях тела.

Мы изучим и ее. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда).

Что почувствовали?

Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).

Что почувствовали?

- Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.

- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?

(Ответ: боль)

- Что может чувствовать кожа?

(Ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)

Блок 4 - глаза

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про глаза

Ставни то закрываются, то открываются.

- Что находится ниже лба? (Ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.)

- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (Ответ: веки). Зачем нужно моргать?

- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?

- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (Ответ: защищают глаза от пыли, воды и т.д.)

Блок 5 - нос

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про нос

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

- Что ниже? (Ответ: нос)

- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (Ответ: чтобы дышать).

- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (Ответ: дышать и различать запахи)

Блок 6 - уши

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про уши

Оля слушает в лесу,

Как кричат зозулька,

А для этого нужны

Нашей Оле ...

(Ушки)

- Что находиться чуть ниже? (Педагог указывает на уши.)

- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (Ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (Не слышали?)

Так зачем нам уши? (Ответ: чтобы слушать).

Блок 7 - рот

- Что располагается ниже? (Ответ: рот).

- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

- Теперь сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять.

- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

- Так зачем нам рот? (Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Блок 8 - шея

- Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Блок 9 - руки и ноги

Отгадайте загадки:

Загадка про ноги

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле ...

(Ножки)

Загадка про руки

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ...

(Ручки)

- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Или не получается. Зачем тебе руки? (Ответ: чтобы брать предметы.)

- А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем - покажем»

Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать - идти.)

Блок 10 - внутренние органы

- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз - два.

(Повороты головы вправо - влево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Покрутили - повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот - поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх-вниз, вниз - вверх.

(Рывки руками вверх - вниз)

Ноги нам нужны, чтобы бегать,

Прыгать, стоять и приседать.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

Практические упражнения:

- Покажи где у тебя голова

- Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.

- Вытяните шею, как гусь.

- Втяните голову в плечи.

- Погладь свой носик.

- Погладь носик своего соседа.

- Покажи свои ушки.

- Открой и закрой рот.

- Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям стихотворения «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать и играться ...

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глаза могут видеть.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо - влево ...

Гибкое, какое наше тело!

Потянулись - потянулись ...

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

Вывод

Воспитатель. - Скажите дети, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

- А такой орган, который бы ничего не делал?

(Ответы детей)

Вот и молодцы, хорошо поработали.

Метки: занятие в средней группе, средняя группа, валеология в детском саду