Цели и задачи:
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я — человек».
Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Материалы и оборудование:
Блюдце, 3 стакана с кислым, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.
2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока, завернутые в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не выветрился.
Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
Ход занятия в средней группе детского сада:
Воспитатель. — Дети, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в мир, под названием — «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
— Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядам на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы на физическом уровне: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут помогают другим людям …
— Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
— Об этом мы узнаем на занятиях в детском саду, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, — почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может ни одно другое существо на Земле.
— Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 — дифференциация понятий «части тела» и «органы»
— У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (Ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)
— Зачем она нужна? (Ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
— Туловище есть? (Показ туловища.) Есть! Какие органы есть в туловище внутри? (Ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)
Блок 2 — волосы
Отгадайте загадку:
Загадка для дошкольников про волосы
Их не сеют, не сажают,
Они сами вырастают.
(Волосы)
— Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.)
Познакомимся с их свойствами. Подержите свои волосы … Подавите их … Подергайте …
Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте — тихонько. Что почувствовали? (Ответы детей: боль)
— Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (Ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)
Блок 3 — кожа
— Что располагается ниже? (Ответ: лоб)
— Что внутри? (Ответ: мозг)
— Зачем нам мозг? (Ответ: чтобы думать)
— Чем сверху покрыт лоб? (Ответ: кожей)
— Кожа есть не только на лбу, но и на всех других частях тела.
Мы изучим и ее. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда).
Что почувствовали?
Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
Что почувствовали?
— Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.
— А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
(Ответ: боль)
— Что может чувствовать кожа?
(Ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Блок 4 — глаза
Отгадайте загадку:
Загадка для дошкольников про глаза
Ставни то закрываются, то открываются.
— Что находится ниже лба? (Ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.)
— Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
— У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (Ответ: веки). Зачем нужно моргать?
— Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
— Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (Ответ: защищают глаза от пыли, воды и т.д.)
Блок 5 — нос
Отгадайте загадку:
Загадка для дошкольников про нос
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)
— Что ниже? (Ответ: нос)
— Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (Ответ: чтобы дышать).
— Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
Так зачем нам нос? (Ответ: дышать и различать запахи)
Блок 6 — уши
Отгадайте загадку:
Загадка для дошкольников про уши
Оля слушает в лесу,
Как кричат зозулька,
А для этого нужны
Нашей Оле …
(Ушки)
— Что находиться чуть ниже? (Педагог указывает на уши.)
— Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (Ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (Не слышали?)
Так зачем нам уши? (Ответ: чтобы слушать).
Блок 7 — рот
— Что располагается ниже? (Ответ: рот).
— Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
— Теперь сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять.
— И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
— Так зачем нам рот? (Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
Блок 8 — шея
— Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 — руки и ноги
Отгадайте загадки:
Загадка про ноги
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле …
(Ножки)
Загадка про руки
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …
(Ручки)
— Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Или не получается. Зачем тебе руки? (Ответ: чтобы брать предметы.)
— А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?
Подвижная игра: «Что мы делаем — не скажем, что мы делаем — покажем»
Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать — идти.)
Блок 10 — внутренние органы
— Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
— Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Физкультминутка «Вот какое мое тело!»
У меня есть голова
Направо — налево, раз — два.
(Повороты головы вправо — влево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Покрутили — повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот — поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх-вниз, вниз — вверх.
(Рывки руками вверх — вниз)
Ноги нам нужны, чтобы бегать,
Прыгать, стоять и приседать.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
Практические упражнения:
— Покажи где у тебя голова
— Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
— Вытяните шею, как гусь.
— Втяните голову в плечи.
— Погладь свой носик.
— Погладь носик своего соседа.
— Покажи свои ушки.
— Открой и закрой рот.
— Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Чтение детям стихотворения «Тело человека»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать и играться …
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глаза могут видеть.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо — влево …
Гибкое, какое наше тело!
Потянулись — потянулись …
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Вывод
Воспитатель. — Скажите дети, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
— А такой орган, который бы ничего не делал?
(Ответы детей)
Вот и молодцы, хорошо поработали.
конспект