Программные задачи:
— закреплять умение детей считать в пределах 10;
— понимать состав числа в пределах 10, сравнивать количественный состав элементов двух множеств;
— различать геометрические фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат) и геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус) ориентироваться на доске (определять пространственное расположение предметов, включая понятие «налево», «направо», «сверху», «снизу», «в центре»);
— учить решать простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
— знать и оперировать понятиями «неделя», «месяц», «год»;
— знать дни недели, месяцы года, времени года;
— закреплять временные представления: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра.
— формировать представление о безграничности Вселенной, дать знания о природе космоса и планетах Солнечной системы, ознакомить с моделью Земли — глобусом, учить различать на глобусе водное пространство и сушу.
Оборудование: счетный материал (на каждого ребенка); демонстрационный плакат — Солнечная система; глобус; простые карандаши, листы с заготовками (на каждого ребенка); демонстрационный набор цифр и математических знаков; демонстрационный набор геометрических фигур и тел разного цвета, аудиозапись-письмо от инопланетян.
Ход интегрированного занятия в подготовительной группе
Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Становятся полукругом. Здороваются с гостями. Воспитатель держит в руках конверт с изображением инопланетян.
— Дети, вчера я получила письмо. Я догадалась от кого оно! А вы догадались?
Дети:
Да! Догадались! От инопланетян!
Воспитатель открывает его. В конверте флешка, включает флешку на прослушивание.
Звучит голос:
«Поздравляю, вас дети! Вы узнали меня?! Это я-Артур! Я был у вас в детском саду на празднике дорожного движения, и благодаря вам жители нашей планеты тоже знают эти правила! Большое вам за это спасибо! Я знаю, что вы собираетесь в школу, потому что хорошо подготовились. Помогите и моим друзьям подготовиться и получить такие же знания как у вас!»
Воспитатель: Ну что, дети, поможем друзьям Артура?
Дети:
Да. Поможем!
Воспитатель:
— Давайте отправим Артуру видеописьмо! Мы с вами все занятие будем снимать на видеокамеру, а начнем нашу съемку с разминки:
— Какое сейчас время года?
— Сколько зимних месяцев вы знаете?
— Сколько месяцев в году?
— Какой сегодня день недели?
— Назовите третий день недели?
— Назовите все части суток?
— Что мы делаем утром?
— А когда за вами приходят родители?
— Молодцы! Разминка прошла интересно. Продолжаем съемки. Проходите за свои столы. Наше видео мы отправим на ракете, но, к сожалению, ступенькам ракеты нужен ремонт. И вот первое задание. Надо починить ступеньки, соединить по точкам, чтобы мы могли отправить видеописьмо.
Вопросы к детям:
— посчитай числа по порядку, как ты их соединил?
— посчитай в обратном направлении?
— кто соседствуют с числом 3?
— кто соседствуют с числом 8?
Психогимнастика (под музыкальное сопровождение)
Закройте глаза … Нашу Землю пеленает тихая ночь … На небе вспыхивают волшебные звездочки — большие и маленькие, мерцающие золотом и серебром. Представьте себя звездочками. Замелькали наши звездочки — поморгайте глазами. Звездочки разминают после сна свои лучики — поднимите руки вверх. Вот так ярко сияют наши звезды. Скоро утро …
— Дети, а что мы увидим на небе утром? (Ответ-Солнце)
— Солнце-тоже звезда. Наша планета Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с ней еще 8 планет-«подружек». Этот хоровод называют Солнечной системой.
— Давайте расскажем друзьям Артура, что мы знаем о космическом пространстве. Посчитаем, сколько всего планет в нашей солнечной системе.
Раз Меркурий, два Венера
Три Земля, четыре Марс,
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
— Какой по счету Марс? (Четвертый)
— Какая по счету Венера? (Вторая)
— Как называется наша планета? (Земля)
Игра «Что есть на планете Земля?»
Дети смотрят на глобус и рассказывают, что означают цвета:
— синий цвет — моря, реки
— коричневый — горы
— желтый — пески
— зеленый — растения: деревья, кусты, леса
— белый — облака, лед
— еще на планете живут люди, животные, птицы, рыбы.
Планета Земля-это большой дом всех нас. Его надо беречь. Давайте поиграем с вами в игру.
Игра «Да или нет»
— Надо сажать деревья, чтобы сохранить нашу Землю? (Да)
— Можно жечь мусор? (Нет)
— Бросать мусор в реку? (Нет)
— Много ездить на автомобиле? (Нет)
— Надо чистить водоемы? (Да)
— Можно уничтожать животных? (Нет)
— Разливать воду (нет)
— Хорошо, дети! Поиграли и продолжим нашу видеосъемку. Познакомимся с жителями, живущими в домиках (надо определить состав числа, перед каждым ребенком числовой дом, надо на каждый этаж поселить равное количество жителей)
Ответы детей:
— это число 9, оно состоит из двух чисел 1 и 8, 2 и 7 … ..
— это число 5, оно состоит из двух цифр 1 и 4, 2 и 3 … ..
Воспитатель:
— И с этой задачей справились. Давайте вспомним, какие мы знаем математические знаки и для чего они нужны. (На доске «+», «-», «=», «>», «<»)
Ответы детей:
— Они обозначают — больше, меньше, равно.
— Знаки нужны, чтобы сравнивать числа.
— Молодцы! А теперь давайте с этими знаками поработаем.
(На листочке у каждого ребенка намечены два отрезка, надо их замерять условной мерой (маленькие звездочки), а затем с помощью знаков> или <определить отрезок меньше, а какой больше)-один ребенок работает у доски
Вопросы к детям:
-сколько условных мер первый отрезок?
-сколько условных мер второй отрезок?
— почему ты поставил знак «<»? на сколько меньше?
— почему ты поставил знак «>»? на сколько больше?
Воспитатель:
-Молодцы! А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка
Воспитатель:
Немного отдохнули и готовы к следующему заданию. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, прямоугольник). Какие геометрические тела вы знаете? (Куб, цилиндр, конус, шар). А чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел? (Геометрические фигуры плоскостные, а тела-объемные). (Воспитатель работает с демонстрационным материалом)
Сейчас мы с геометрическими фигурами поиграем (работают пятеро детей у доски):
— в верхнем правом углу 2 красных треугольника
— в нижнем левом углу — 4 желтых квадрата
— в правом нижнем углу — 3 зеленых круга
— в левом верхнем углу — 2 голубых треугольника
-в центре — один фиолетовый овал
Вопросы к детям, сидящим за столами:
— Где расположены квадраты? Какого они цвета?
— Что у тебя в правом нижнем углу?
— Что расположено в левом нижнем углу?
— Какого цвета овал? Где он расположен?
— Хорошо! А сейчас пришло время для «Космической задачи». Вам нужно внимательно выслушать задачу и выложить пример на своем листе на верхней строчке (у доски работает один ребенок)
1) В ракете должно было лететь 5 космонавтов, но 2 решили не лететь. Сколько космонавтов полетели?
Вопросы к детям:
— Прочти мне свою задачу
Ребенок:
5-2 = 3. Три космонавта полетели.
2) Во время полета космонавт увидел 5 комет и 4 метеорита. Сколько всего космических объектов увидел космонавт?
Вопросы к детям:
— Прочти свою задачу:
ребенок
5 + 4 = 9. Девять объектов увидел космонавт
Воспитатель:
— Молодцы, детки. Наконец последнее задание. Сейчас поработаем с таблицей. Дети работают по очереди у доски:
— посчитай от 7 до 2;
— посчитай от 3 до 10;
— посчитай двойками;
— посчитай тройками;
— посчитай десятками.
Итог. Рефлексия
Воспитатель:
-Молодцы, детки! Вы хорошо сегодня поработали и давайте вспомним, что мы с вами записали на видеописьмо для друзей Артура.
Ответы детей:
— дни недели и времени года;
— геометрические фигуры и тела
Состав числа;
— узнали Солнечную систему;
-решали задачи;
Работали с таблицей — считали двойками, десятками.
Воспитатель:
-Спасибо вам дети!