Программное содержание:
Продолжать учить детей с помощью наблюдений и опытов подводить к несложным выводам.
Закрепить и уточнить представления детей о свойствах мыла, его разновидностях; как и где люди используют мыло в повседневной жизни; проявлять интерес к исследовательской деятельности, радоваться своим успехам.
Обогащать и активизировать словарь по теме, развивать связную речь дошкольников.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Развивать умение работать в группе со сверстниками.
Развивать творческие способности во время рисования нетрадиционными материалами (мыльными пузырями).
Материалы: мыло 5-6 видов, мыльные пузыри, терка, передники, ложка тарелка, пластиковые стаканы, трубочки, салфетки, бумага для рисования.
Ход занятия в средней группе детского сада
Загадка для дошкольников о мыле.
Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.
(Мыло)
Воспитатель:
— Дети, улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
— Сегодня мы будем говорить о мыле, микробах и как с ними бороться.
— О свойствах мыла, его разнообразии, о здоровье и об опытах не забудем.
— Так что будет интересно, познавательно и увлекательно.
— Для того, чтобы мы могли проводить опыты надо как настоящим ученым в лаборатории надеть передники.
— Хочу вас спросить:
— Ваши руки на детектор микробов проверяли? (Прохожу с планшетом на экране различные микробы, дети прикладывают ладошки к экрану, появляются микробы)
— Что нужно делать, чтобы руки были чистыми?
Обратить внимание детей на поднос, на котором лежат разные кусочки мыла.
Дети берут мыло в руки, рассматривают, гладят, нюхают.
— Что мы можем рассказать о мыле?
— Какого оно цвета?
— Какой формы?
— Какой у него запах?
— Как вы думаете, почему мыло душистое?
— Дети, почему у мыла может быть приятный запах и неприятный?
— Зачем человеку нужно мыло? (Мыться, стирать и др. ответы детей)
— Как называется мыло, которым моют руки, тело? (Туалетное)
А что можно делать хозяйственным мылом?
— Дети давайте вспомним как правильно мыть руки с мылом?
(Дети рассказывают и показывают, как правильно мыть руки и вытирать их полотенцем, идут мыть руки)
Дети стоят у своих стульев. Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику на чистые ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Мышка мылом мыла лапку
Каждый пальчик по порядку
Вот намылила большой,
Затем смыла все водой,
Не забыла и указательный,
Смыв с него и грязь, и краску,
И средний мыла долго.
(Грязнее других был намного),
Безымянный терла пастой
Кожа стала быстро красной,
А мизинчик быстро мыла,
Потому что боялся сильно мыла.
Воспитатель:
— Дети, сейчас каждый скажет мне одно слово о мыле.
— Мыло бывает какое? (Ответы детей)
— Дети, подойдите к столу, здесь у нас мини-лаборатория, где мы будем с вами делать опыты с мылом.
Воспитатель:
— Нас мыло защищает не только от микробов.
Мы можем провести эксперимент.
(Дети садятся за стол)
Воспитатель:
— Как вы думаете, что можно сделать из мыла? (Ответы)
— Сейчас мы с вами будем делать опыты с мылом.
— Но чтобы начать опыты, надо вспомнить правила безопасности при выполнении опытов.
1. Все за собой убери, будь опрятным, не мусори.
2. На вкус не пробуй ничего и никогда, потому что может произойти беда.
3. Никому и никогда не мешай, соседа своего всегда уважай.
Опыт 1:
— Мыло можно разделить, порезать?
(Воспитатель ножом отрезает от мыла кусочки).
— Мыло можно потереть на терке?
— Тереть мыло буду я, потому что терка острая, а вы смотрите.
Воспитатель:
— Что я делаю?
— Что у нас сыплется? (Мыльная стружка)
— У вас натертое мыло есть на тарелочках, нажмите на стружки, какие они? (Мелкие, мягкие, воздушные.)
Опыт: 2
Воспитатель обращает внимание детей на воду в стаканах.
— Какого цвета вода в стакане? (Прозрачная)
— Наложите ложкой мыльную стружку в стакан с водой и перемешайте.
— Что у нас получилось?
— Какого цвета стала вода? (Ответы детей)
— Почему она стала такого цвета?
Опыт: 3
Воспитатель предлагает детям:
— Взбейте хорошо воду ложкой.
— Что получилось? (Мыльная пена)
— Возьмите трубочку и подуйте в трубочку.
— Что получилось? (Мыльные пузыри).
— Дети, а вы любите пускать мыльные пузыри?
— Поднимайтесь, поиграем в мыльные пузыри.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Надуваем мыльные пузыри! (Ладошки сложены, надуваем пузырь.)
Разноцветные шары! (Разводим руки в стороны)
Как летают! (Махи руками)
Как кружатся! (Кружимся)
И взрываются, взрываются! (Хлопки руками)
Мой — как слива! (Показывают руками форму)
Мой с орех! (Показывают руками форму)
Мой — летает выше всех! (руки вверх)
Рисование мыльными пузырями
Воспитатель:
— Молодцы, дети, посмотрите, я приготовила для вас разноцветные мыльные пузыри, но сегодня мы не будем их запускать.
— Мы будем рисовать мыльными пузырями.
У меня есть веселая лужайка с бабочками, но на ней нет цветов.
— Попробуем нарисовать цветы мыльными пузырями.
Воспитатель разъясняет и показывает технику рисования мыльными пузырьками. Дети коллективно рисуют цветы.
Любуются поляной.
Итог. Рефлексия
Воспитатель:
— Дети, почему мыло важно для человека?
— Какие опыты мы с вами делали с мылом?
— Вам понравилось? А Фиксики приготовили вам подарки — мыльные пузыри.
(Дети пускают мыльные пузыри)