Цель:
— совершенствовать навыки звукового анализа;
— определять количество слогов в слове, закреплять знания о гласных и согласных звуках;
— подбирать соответствующие схемы с заданными предложениями;
— формировать у дошкольников первоначальные умения читать слоги;
— совершенствовать навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном направлении, преподавание цифр;
— воспитывать желание активно действовать на занятии.
Дидактический материал:
— о сказочных вещах из сказок (золотое яичко, перчатка, скатерть-самобранка, хрустальные башмачки, волшебное зеркальце, лампа Аладдина, волшебный клубочек, золотая рыбка),
— фишки для звукового анализа слов,
— схемы предложений,
— колокольчик,
— изображение предмета для штриховки,
— карандаши.
Ход занятия в старшей группе детского сада
I. Организационный момент
Психогимнастика-приветствие
II. Основная часть
Воспитатель.
— Дзинь-дзилинь, колокольчик зовет,
Открывается магазин.
В магазин зайдите,
Кто что хочет — выберите!
Вас приглашаю, малыши,
Дорогие мальчики и девочки,
Здесь предметы сказочные
И волшебные все они.
Воспитатель. — Вы попали в сказочный магазин. Посмотрите, сколько здесь необычных вещей. Рассмотрите их и скажите, из какой сказки вещь?
(Ответы детей)
— Эти предметы за деньги нельзя купить,
Их надо умом своим заработать!
— Какие вещи больше всего понравились? (Дети называют)
— Чтобы эти вещи стали вашими, нужно выполнить задание.
Звуковой анализ слова СКАЗКА.
— Чтобы получить хрустальные башмачки, надо выполнить звуковой анализ слова СКАЗКА.
— Сколько звуков в этом слове? (Дети считают).
— Какой первый звук? (Дети работают у доски с фишками).
— Какой второй звук? …
— Сколько в этом слове гласных звуков? Сколько согласных? (За выполненное задание дети получают сказочную вещь).
Разделение слов на слоги
— Золотое яичко мы хотим купить?
— Слова на слоги вам надо поделить.
— Для этого нам понадобятся цифры, которые вы уже изучили. Ими мы будем обозначать, сколько содержится слогов в словах.
Дидактическая игра «Назови соседа»
— Выложите цифры от 1 до 5. А я проверю, правильно ли вы выполнили задание.
— Хорошо. А сейчас вспомните, как мы определяем слоги в словах (рот, кошка, солнышко, мама, черепаха, рисунок, каша, детвора, сом, лис).
— Молодцы! Волшебная дудочка теперь ваша.
Проговаривание чистоговорок
— Чтобы скатерть — самобранку вам получить,
Надо чистоговорки четко говорить!
са — са — са, са — са — са — на траве лежит роса.
си-си-си, си-си-си — молоко поскорей принеси
сы-сы-сы, сы-сы-сы — папа отрасти усы.
ся-ся-ся-ся, ся-ся-ся-ся — жили-были два гуся.
ры — ры — ры, ры — ры — ры — дружно едем с горы
ри — ри — ри, ри — ри — ри — прилетели снегири.
зу — зу -зу — мы видели козу.
Зе — зе — зе — дадим траву козе
Воспитатель. — Молодцы, ребята. Получаете за это волшебную дудочку.
Физкультминутка
— Уже перерыв в магазине, надо немного отдохнуть.
Поэтому стройтесь по порядку, сделаем мы все зарядку:
— Что-то не хочется сидеть,
Надо немного отдохнуть.
Руки вверх, руки вниз,
На соседа посмотри.
Руки вверх, руки в стороны,
И сделайте четыре шага.
Выше руки поднимите,
И слегка опустите;
Хлопните, дети, несколько раз,
К работе готовы! Все в порядке сейчас!
Воспитатель:
— Отдохнули? Время не теряйте, нам магазин открывайте!
Подбор схем к предложениям
Воспитатель: — Волшебный клубочек хотим получить?
Поэтому к предложениям надо схемы подобрать!
Воспитатель читает предложения, а дети подбирают соответствующие схемы.
Миша учится в школе. У Коли велосипед.
Кот спит. Зима накрыла землю снегом. Холодная зима.
Воспитатель: хорошо, дети. Вы получаете за свой труд волшебный клубочек.
Чтение слогов
Воспитатель:
— Чтобы перчатку вам получить,
Слоги нужно прочитать.
МА, МО, МУ — АМ, ОМ, УМ.
НА, НО, НУ — АН, ОН, УН
Воспитатель: Молодцы! Вот вам еще один подарочек.
Написание прямых и наклонных линий
Воспитатель: — Волшебное зеркальце вас ждет.
Чтобы эту волшебную вещь приобрести,
Вы карандаши в руки берите,
И линии правильно все проведите.
А чтоб хорошо нам писать,
Надо ручки размять!
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, затем выполняют работу на листах.
III. Итог занятия
Воспитатель:
— Как много товаров вы приобрели!
А желание все загадали? (Ответы детей)
— Запомнили ли вы, какие задачи выполняли?
— Молодцы! Вы хорошо работали. Теперь вы все получите изображение волшебных предметов из магазина и разрисуете их.
— Дзинь-дзилинь — колокольчик зовет,
Закрывается магазин,
До свидания, дети!
Я буду вас ждать.