Программное содержание:
Продолжать упражнять детей в умении передавать красоту зимней природы в аппликации.
Составлять композицию зимнего пейзажа по тексту стихотворения.
Упражнять дошкольников в умении сочетать различные материалы (бумага и ткань) для передачи характерных особенностей зимних деревьев.
Учить вырезать снежинки из бумаги сложенной пополам по диагонали. Развивать воображение детей, творчество, фантазию.
Воспитывать любовь к природе, аккуратность в работе, желание творить, эстетические чувства.
Предыдущая работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, чтение художественных произведений.
Материал: иллюстрации зимних пейзажей, стихотворение, картон голубого цвета, тюлевые ткани округлой формы, бумажные квадраты белого цвета, полоски бумаги коричневого цвета, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Организационный момент
Загадать загадку дошкольникам о зиме.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (Зима)
Психогимнастика «Зимние деревья»
Воспитатель. Пришла зимушка-зима. Одела в теплые, серебристые шубы деревья. Тепло и уютно деревьям под белым пушистым одеялом. Убаюкала их зима. Сладко спится им. Только ветер иногда налетит. Закачаются деревья и немного стряхнут они свои красивые платья. Но зима хорошая хозяйка — опять посыпает их серебристым снежком. Мечтают в зимних снах о весне, о лете красивые деревья.
Мотивация.
Воспитатель. Вы любите зиму? Какая зима? Какого цвета? Что приносит с собой зима?
Хотите посетить зимний лес? Закроем глаза, сделаем шаг … (Выставить иллюстрации с зимними пейзажами). И мы уже в зимнем лесу.
Прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Воспитатель. У зимы много работы. А вы хотите помочь зиме «одеть» деревья в красивые платья? Вот посмотрите как можно «одеть» дерево зимой.
Рассмотрение образца
Воспитатель. Из чего сделана крона дерева? (Из тюлевой ткани) А чем украшена крона дерева? (Бумажной снежинкой).
Показ воспитателя.
Воспитатель. Для работы нам нужна тюлевая ткань, белая бумага квадратной формы.
Бумагу складываем по диагонали уголок к уголку, а потом еще раз. Карандашом нарисуем те частицы снежинки, которые хотим отрезать, но рисуем там, где линии сгиба. Затем ножницами отрезаем нарисованные частицы и раскладываем нашу снежинку. Из полоски вырезаем ствол, смазываем его клеем и наклеиваем. Затем берем ткань и прикладываем сверху ствола. Готовую снежинку смазываем клеем и прикладываем сверху на ткань.
Закрепить с детьми поэтапность работы.
Напомнить правила безопасности при работе с ножницами (когда режут бумагу, не отвлекаются, смотрят на свою работу, а когда ножницами не работают, то они должны быть закрыты).
Пальчиковая гимнастика
Белый, белый снег (сгибание и разгибание пальцев)
Заметем тропинки, (плавное потрясая ладонями влево-вправо)
Целый день, целый день (разгибание поочередно пальцев)
Падают снежинки. (Сгибание и разгибание пальцев)
Самостоятельная работа детей (аппликация из ткани и бумаги).
Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь при рисовании деталей, которые будут срезаться и в правильности составления снежинки и вырезании, чтобы после вырезания снежинка не распадалась.
Дети работают под музыкальное сопровождение.
Итог. Рефлексия
Предложить детям выложить свои работы в ряд.
Воспитатель. Посмотрите, какой замечательный и волшебный лес. Вот мы и помогли Зиме «одеть» деревья в красивые одежды, чтобы им тепло и не грустно было ждать весну!
А какие материалы нам в этом помогли? Да, использование ткани принесло вашим работам сказочность.