Программное содержание:
— продолжать знакомить детей со свойствами воды на приобретенных ранее знаниях опытным путем (вода является растворителем, может быть в разных состояниях: твердая, жидкая, газообразная);
— способствовать развитию познавательных процессов, логического мышления;
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материал: иллюстрации к сказке, стакан воды, соль, сахар, песок, камни, чайные ложечки, лед, земля, мел, оборудование для подогрева воды, колбы, зеркальце, мяч.
Словарь: вещество, превращения, свойства.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель: Детки, садитесь, удобно и послушайте.
Сейчас мы поиграем
И поговорим.
В сказку все пойдем,
Друзей там найдем.
Дети садятся на стулья. На доске появляется Тучка. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот и сказка к нам пожаловала. Послушайте.
Сказка про Тучку.
Жила Тучка, красивая и озорная. И любила она всех передразнивать. Летит как-то по небу, а внизу, у пенька сидит заяц. Уши длинные, глаза испуганные …
Эй! — кричит Тучка. Заяц — трус!
Зайчик посмотрел на небо, а там такой смешной зайчик, уши длинные- длинные, а хвостик маленький трясется.
Почему ты меня передразниваешь? — обиделся Зайчик.
А Тучка смеется и плывет дальше. Вдруг видит на заборе Петуха.
Эгей! — кричит Облако Петушку.
Взглянул Петушок вверх, а там такой же, как и он, петушок в небе, только смешной, с большим клювом, грудь колесом, шпоры, как сабли.
Почему ты меня передразниваешь? — обиделся Петушок.
А Тучка снова смеется и дальше плывет.
Идет по дороге дедушка. Тучка – р-раз! – и у нее усы, борода, – все, как у дедушки. Старик в небо глянул, а Тучка еще и дразнится.
Кого не встретит – каждого перекривляет. В конце концов все начали называть ее, кто зайчиком, кто цветком, кто петушком.
Нет, я Тучка!
А ей не верят.
Я — Тучка, Тучка!
И аж заплакала от обиды. А когда Тучка плачет, то идет дождик.
А что такое дождик? (Ответы детей)
Воспитатель: Я вас приглашаю в нашу исследовательскую лабораторию. Но сначала вспомним, какие свойства воды мы обнаружили во время предыдущих опытов.
Дети: Вода бывает холодной, горячей, теплой. Бывает чистой или загрязненной. Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем о свойствах воды.
Опыт 1
Воспитатель: Назовите вещества, которые находятся у вас на столах.
Дети: Стакан воды, соль, сахар, песок, камни, чайные ложечки. Воспитатель наливает воду в формочки для льда.
Вода сейчас находится в каком состоянии?
Дети: В жидком.
Воспитатель предлагает детям поставить формочки со льдом в холодильник.
Пока вода охлаждается, мы проведем опыт.
Воспитатель предлагает насыпать ложечкой в стакан с водой немножко сахара и помешать. Что происходит?
Дети: Сахар растворился в воде.
Аналогичные опыты проводятся с солью, песком, камнями.
Вывод: есть вещества, которые растворяются в воде, не растворяются в воде.
Опыт 2.
Воспитатель нагревает воду в сосуде и наблюдает вместе с детьми за процессом кипения.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети. Вода кипит и образуется пар.
Воспитатель: Чтобы убедиться, что пар – это вода, воспитатель держит несколько секунд над паром зеркальце.
Воспитатель: Что вы увидели на стекле?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Где в природе вы наблюдали за паром? (Ответы детей)
Опыт 3.
Воспитатель заносит в группу лед.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что произошло с водой? Какой она стала?
Дети: Твердой.
Воспитатель: А можно лед превратить в воду? Как? А можно из льда получить пар? Каким способом? (Ответы детей)
Вывод: вода находится в различных состояниях — жидкость, лед, пар.
Дидактическое упражнение «Народные жемчужинки!»
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает детям мяч, рассказывает пословицу, поговорку или небольшое стихотворение о воде по собственному выбору.
Чистая вода — болезни беда.
Водичка — старшая сестричка.
Закрути плотнее кран, чтоб не вытек океан.
Итог
Воспитатель: Вот и закончилась работа в нашей исследовательской лаборатории.
Нравится ли вам проводить опыты? Почему?
Что интересное вы сегодня узнали?
Сможете ли вы эти эксперименты показать родителям или пересказать их содержание?
О чем вы хотели бы узнать в следующий раз?
(Ответы детей).