Программное содержание:

— продолжать знакомить детей со свойствами воды на приобретенных ранее знаниях опытным путем (вода является растворителем, может быть в разных состояниях: твердая, жидкая, газообразная);

— способствовать развитию познавательных процессов, логического мышления;

— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал: иллюстрации к сказке, стакан воды, соль, сахар, песок, камни, чайные ложечки, лед, земля, мел, оборудование для подогрева воды, колбы, зеркальце, мяч.

Словарь: вещество, превращения, свойства.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: Детки, садитесь, удобно и послушайте.

Сейчас мы поиграем

И поговорим.

В сказку все пойдем,

Друзей там найдем.

Дети садятся на стулья. На доске появляется Тучка. Звучит музыка.

Воспитатель: Вот и сказка к нам пожаловала. Послушайте.

Сказка про Тучку.

Жила Тучка, красивая и озорная. И любила она всех передразнивать. Летит как-то по небу, а внизу, у пенька сидит заяц. Уши длинные, глаза испуганные …

Эй! — кричит Тучка. Заяц — трус!

Зайчик посмотрел на небо, а там такой смешной зайчик, уши длинные- длинные, а хвостик маленький трясется.

Почему ты меня передразниваешь? — обиделся Зайчик.

А Тучка смеется и плывет дальше. Вдруг видит на заборе Петуха.

Эгей! — кричит Облако Петушку.

Взглянул Петушок вверх, а там такой же, как и он, петушок в небе, только смешной, с большим клювом, грудь колесом, шпоры, как сабли.

Почему ты меня передразниваешь? — обиделся Петушок.

А Тучка снова смеется и дальше плывет.

Идет по дороге дедушка. Тучка – р-раз! – и у нее усы, борода, – все, как у дедушки. Старик в небо глянул, а Тучка еще и дразнится.

Кого не встретит – каждого перекривляет. В конце концов все начали называть ее, кто зайчиком, кто цветком, кто петушком.

Нет, я Тучка!

А ей не верят.

Я — Тучка, Тучка!

И аж заплакала от обиды. А когда Тучка плачет, то идет дождик.

А что такое дождик? (Ответы детей)

Воспитатель: Я вас приглашаю в нашу исследовательскую лабораторию. Но сначала вспомним, какие свойства воды мы обнаружили во время предыдущих опытов.

Дети: Вода бывает холодной, горячей, теплой. Бывает чистой или загрязненной. Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем о свойствах воды.

Опыт 1

Воспитатель: Назовите вещества, которые находятся у вас на столах.

Дети: Стакан воды, соль, сахар, песок, камни, чайные ложечки. Воспитатель наливает воду в формочки для льда.

Вода сейчас находится в каком состоянии?

Дети: В жидком.

Воспитатель предлагает детям поставить формочки со льдом в холодильник.

Пока вода охлаждается, мы проведем опыт.

Воспитатель предлагает насыпать ложечкой в стакан с водой немножко сахара и помешать. Что происходит?

Дети: Сахар растворился в воде.

Аналогичные опыты проводятся с солью, песком, камнями.

Вывод: есть вещества, которые растворяются в воде, не растворяются в воде.

Опыт 2.

Воспитатель нагревает воду в сосуде и наблюдает вместе с детьми за процессом кипения.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети. Вода кипит и образуется пар.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что пар – это вода, воспитатель держит несколько секунд над паром зеркальце.

Воспитатель: Что вы увидели на стекле?

Дети: Капельки воды.

Воспитатель: Где в природе вы наблюдали за паром? (Ответы детей)

Опыт 3.

Воспитатель заносит в группу лед.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что произошло с водой? Какой она стала?

Дети: Твердой.

Воспитатель: А можно лед превратить в воду? Как? А можно из льда получить пар? Каким способом? (Ответы детей)

Вывод: вода находится в различных состояниях — жидкость, лед, пар.

Дидактическое упражнение «Народные жемчужинки!»

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает детям мяч, рассказывает пословицу, поговорку или небольшое стихотворение о воде по собственному выбору.

Чистая вода — болезни беда.

Водичка — старшая сестричка.

Закрути плотнее кран, чтоб не вытек океан.

Итог

Воспитатель: Вот и закончилась работа в нашей исследовательской лаборатории.

Нравится ли вам проводить опыты? Почему?

Что интересное вы сегодня узнали?

Сможете ли вы эти эксперименты показать родителям или пересказать их содержание?

О чем вы хотели бы узнать в следующий раз?

(Ответы детей).

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

четыре + 1 =

Отправить