Программное содержание:
Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательную активность детей в природе; развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Учить составлять описательные рассказы по картине; развивать связную речь, сообразительность.
Стимулировать любознательность и интерес детей к познанию природы описаниями ее объектов и явлений.
Воспитывать желание помогать зимующим птицам пережить зиму.
Продолжать учить детей слушать и декламировать наизусть стихотворные произведения, отвечать на вопросы.
Материал: картинки птиц, корректурные таблицы, наголовники птиц, игры-пазлы, спортивный инвентарь.
Предыдущая работа: изучение стихов, текста песни, заготовки для гостинцев и кормушек.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель: Дети, предлагаю Вам сегодня отправиться в лес.
(Дети с воспитателем идут по дорожке в лес)
Воспитатель: Дорогие мои, обратите внимание как в лесу хорошо! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц»).
— Дети, это же птицы леса. Но где же они?
(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
-А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. А для этого предлагаю осуществить привал и рассмотреть, какие птички собрались.
Привал «Знакомство с птичками»
(Детям раздаются корректурные таблицы по теме «Птицы», на которых изображены птицы нашей местности. Птицы обозначены цифрами, геометрическими фигурами и дети, ориентируясь на эти обозначения, определяют, где птица)
Воспитатель: давайте с вами вспомним стихи об этих птицах.
Ребенок
За окном щебечет птичка-
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки,
Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зёрнышек немножко.
Ребенок
— Где, ворона-каркарона,
Ты была, что, ворона-
каркарона, принесла?
— Я проснулась, встрепенулась
«Кар-кар!» — на вороний
Собралась я базар.
Воспитатель: вот мы с вами и познакомились с птицами, которые собрались на этом дереве и можем отправляться дальше.
(Дети с воспитателем идут дальше «по лесу»)
Воспитатель: Прислушайтесь внимательно! Кажется, кто-то с кем-то спорит.
(Из-за дерева вылетают две птички-ребенка)
Первая птичка: Я говорю тебе, что все птички улетают на зиму в теплые страны. Потому что здесь будет холодно, снежно и нам нечего будет есть.
Вторая птичка: Нет, не все птицы будут лететь. Потому что путь далек и не все птички его выдержат поэтому им лучше оставаться здесь, у людей, которые будут их кормить.
Воспитатель: Добрый день, дорогие птички. Не надо спорить. Мы с моими друзьями поможем вам определить, какие птички перелетные, а какие зимущие. Вот послушайте.
Ребенок.
Воспитатель: Пожалуй, все вы слышали о птичьих базарах, но побывать там не повезло. Поэтому мы попробуем организовать свой птичий базар. На рисунках вам будут показаны птицы, которых вам надо назвать. Помочь вам сможет краткая информация о той или иной птице.
Привал «Птичий базар»
(Дети берут по одной карточке и рассказывают о птичке, другие должны узнать ее по описанию)
Карточка 1
Живут на деревьях. Имеют крепкий клюв, длинный язык и крепкий хвост, благодаря которому можно опереться на кору дерева. (Дятлы)
Карточка 2
Относятся к хищным. Они имеют большую голову и очень большие глаза с расширенными зрачками. У них крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Ведут ночной образ жизни. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Совы)
Карточка 3
Живут на болотах и берегах водоемов. Они имеют длинные ноги, шею и клюв. Добыча подстерегают стоя в воде. Некоторые бродят в поисках пищи. Питаются различными животными. (Цапли)
Карточка 4
Белые как снег. Относятся к водоплавающим. Они крупных размеров, с длинной и красивой шеей. В этих птиц ценный густой пух, поэтому они охраняются законом. Живут преимущественно парами. (Лебеди)
Карточка 5
Эти птицы похожи на воробьев, но они осторожны и одновременно любознательны как воробьи. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать их среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синицы)
Карточка 6
Прилетают к нам с Севера. У них есть черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питаются ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегири)
Воспитатель: Предлагаю взять наших новых друзей с собой и отправиться дальше в лес.
Физкультминутка
Мальчики и девочки!
Быстрее подравняйтесь
И в путь-дорожку
Вместе отправляйтесь.
Раз — поднять руки вверх,
Два нагнуться вниз.
Три, четыре — прямо стать.
Будем снова начинать.
И идти не забывайте.
Руки в стороны, руки так,
Руки вверх, как ветряная мельница.
Выше руки поднимите
Головою покрутите.
Наклон влево — раз, два, три
Наклон вправо — раз, два, три.
Наклонились, выпрямились.
Вокруг себя повернулись.
Воспитатель: Пока мы с вами весело путешествовали посмотрите, какая интересная поляна нам открылась. И я предлагаю сделать привал и поиграть в игру.
Дидактическая игра «Где чья часть»
(Детям предлагается игровое поле, на котором в двух колонках изображены части птиц. Детям надо их соединить между собой)
Воспитатель: Ну что же друзья мои, можем идти дальше, но смотрите на нашем пути появились препятствия. Это сильный ветер повалил деревья и сломал ветви.
Спортивная «Дорожка препятствий»
(Мостик, скакалка, дуги и т.д.)
Воспитатель: Вот наше путешествие по птичьему лесу заканчивается. Но я предлагаю позаботиться о наших новых друзьях, а именно, мы изготовим кормушки и вкусности — бублики из различных круп, чтобы с наступлением холодов нашим новым пернатым друзьям было что поесть.
Практическая работа «Подарки для птиц»
(Ребята заканчивают начатую работу по изготовлению кормушек, а девочки в бублики из теста вставляют различные зернышки).
Воспитатель: Дорогие наши птички вот наши подарки для всех птичек вашего леса. Возьмите их, пожалуйста. А нам с малышами пора отправляться обратно домой. До свидания.