Цель.
Учить дошкольников положительно реагировать на инициативу других относительно налаживания и поддержания доброжелательных взаимоотношений, фантазировать.
Формировать у детей нравственные стандарты.
Закреплять умение различать людей разного возраста по внешности; определять, что необходимо человеку для жизни, что для него полезно, не очень полезно и вредно; строить логические цепочки, составлять небольшие рассказы, различать профессии людей.
Уточнять и расширять знания детей о разнообразии жилищ, которые строят для себя люди; органах чувств, которые помогают воспринимать мир.
Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, логичность суждений, способность понимать невербальные средства выразительности.
Воспитывать доброжелательность, понимание необходимости и желание соблюдать правила природопользования.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). Предлагаю сегодня поговорить о человеке и его месте среди обитателей нашей планеты.
Кстати, мне сегодня пришло интересное сообщение, давайте прочитаем его (слайд с инопланетянином на экране ноутбука).
— Добрый день. Меня зовут Марсианин. Я побывал на многих планетах и прилетел к вам знакомиться. Хочу узнать, кто такие люди и подружиться с вами.
Беседа с дошкольниками «Расскажи о себе»
Что важного мы можем рассказать о людях?
Можно сказать, что все люди между собой похожи? (да) Чем мы похожи? (Все имеют одинаковое строение тела, дышат легкими, всем для жизни необходимы пища, воздух, солнце, вода…).
А можно сказать, что люди между собой не похожи? (да). Докажите это пожалуйста. (сравниваем детей по росту, цвету волос, глаз…) А еще люди отличаются по цвету кожи, форме глаз, типом волос. Называют эти различия-расы людей. Есть три основные расы европеоидная – это мы с вами, негроидная и монголоидная. (на рисунках).
Сели на коврик. Что можно еще сказать о людях? (они имеют семью) У кого есть родной братик? Сестра? Кто в семье единственный ребенок? Кто живет вместе с бабушкой и дедушкой? (ответы детей). Следовательно, и здесь много разного. Но все ваши мамы мечтают, чтобы вы выросли какими? (добрыми, трудолюбивыми, здоровыми…) А папы хотят, чтобы вы были какими? (смелыми, сильными, защитниками…).
Беседа с дошкольниками «Что такое возраст?»
Кто может прочитать слово возраст? Что такое возраст? (сколько лет человеку)
Упражнение «Выложи цепочку»
(человек рождается младенцем, подрастает и становится дошкольником, школьником, подростком, взрослеет и стареет). Что еще имеет возраст? (все живое и неживое на планете).
Кто рожает детей? (мама). Кому мама рассказывала, какими вы были, когда родились? (рассказы детей).
Сели за столы
Презентация «Жилища разных народов?»
Скажите, где может жить человек? (в селе, в городе) Давайте мы с вами рассмотрим жилища, которые строят люди в разных местах нашей планеты. (слайды: многоэтажка, особняк, небоскреб, хата, индейский вигвам, чум, юрта, яранга, полуземлянки). Люди строят разные жилища, из различных материалов, по-своему их украшают.
Физкультминутка
Дидактическая игра «Органы чувств».
Человек имеет 5 органов чувств и они помогают ему познать и почувствовать красоту мира. Назовите их. (глаз-зрение, ухо-слух, рот-вкус, нос-обоняние, рука-осязание)
Что чувствует твой орган? (ухо — слышит тишину, шум, музыку; нос- нюхает: аромат, чистый, свежий и загрязненный воздух…)
Дидактическая игра «Полезно – вредно»
Назовите, что для человека вредно, а что полезно? Разложите на столе картинки с рисунками, полезными для человека с улыбающимся лицом, а вредными – с печальным лицом.
Дидактическое упражнение «Назови профессии»
Каждый взрослый человек должен работать, когда учится, он выбирает себе профессию.
Парами. (в руках картинки: строитель, спортсмен, врач, музыкант). Назовите, представителей каких строительных профессий вы знаете? А медицинских? Спортивных? А которые связаны с танцем, музыкой, грацией?
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
(На коврике в кругу передача маленького глобуса двумя пальцами друг другу.)
Итог. Рефлексия
Вопросы для размышления:
Как вы понимаете понятие — счастливый ребенок? (здоровый, радостный, веселый, у которого есть семья… (за каждый ответ дети получают магниты-смайлики)
Какой бы вы хотели видеть нашу планету? (мирной, зеленой, голубой, солнечной…) (делают венчик магнитами-смайликами вокруг планеты Земля)
Дети, нам снова пришло сообщение. Давайте прочитаем его: Спасибо вам. До свидания. До встречи. Марсианин.
Вы сегодня хорошо поработали, давайте себе похлопаем в ладони.