Обобщить знания детей об осени, деревьях, грибах, фруктах, овощах; распознавать овощи и фрукты по внешнему виду, деревья с листьями.
Учить различать грибы: съедобные (белый гриб, подберезовики, маслята, лисички, опята,) и ядовитые грибы (мухомор и бледная поганка).
Углублять знания детей о самых распространенных лекарственных растениях родного края и их свойствах.
Продолжать развивать связную речь дошкольников, творческое воображение, память, правильно и четко отвечать на вопросы, стимулировать употребление полных предложений, продолжать учить составлять описательные рассказы по предметным картинкам.
Формировать у детей радостные эмоции от общения с природной средой, вызвать чувство удовлетворения от собственной работы.
Воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к окружающей среде, формировать понятие необходимости беречь свое здоровье.
Закреплять подпрыгивание на двух ногах и различные виды ходьбы, согласовывать движения со словами.
Продолжать использовать в своей работе инновационные техники рисования.
развивать творческое воображение, свободно и творчески использовать способы рисования различными природными материалами.
Воспитывать активность, самостоятельность, желание познавать новое.
Материал: листья с деревьев, овощи, иллюстрации фруктов, грибов, Дедушка Огородник, лекарственные растения (калина, черная рябина, малина и т.д.), Компьютер, музыка, загадка, стихи.
Ход занятия в детском саду для старших дошкольников:
Воспитатель. Дети, посмотрите, как хорошо сегодня у нас в детском саду. У нас у всех веселый, радостный настрой? Посмотрите на этого Гнома.
— Весело ему? (Нет) Почему?
— Потому, что он потерял свою шапочку. Надо ему помочь. Дети надевают шапочку яркого цвета и меняется выражение лица у Гнома. Давайте и мы изобразим радость на своем лице.
— Теперь будем все тихо и внимательно слушать: я вам загадаю загадку. Отгадаете и узнаете время года, о котором мы будем разговаривать.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
— Правильно вы отгадали загадку. А знаем ли мы сколько месяцев у осени?
— Назовите их, пожалуйста.
— Давайте расскажем стихи о сентябре, октябре, ноябре.
— А давайте мы сегодня с вами отправимся осенними тропам?
— Вот у меня есть план нашего путешествия.
— Внимательно его рассмотрим. Что мы здесь видим?
— Да. Три дорожки. И еще здесь есть объяснение:
— Если пройдешь три больших шага налево — попадешь в «Фруктовый рай»,
— Пройдешь 7 шагов, как лисичка прямо — попадешь в «Лесное царство»,
— Пройдешь 5 заячьих шагов вправо – попадешь к дедушке Огороднику.
— Какой дорогой пойдем? Слева?
— И попали мы в «Фруктовый рай». Если человек работает в саду, то как его называют? Садовник. Давайте и мы побудем садовниками. На столиках разложены разрезные картинки с изображением фруктов и ягод.
Дидактическая игра «Сложи целое»
Дети составляют целое и рассказывают, что они знают об этих фруктах.
В «Фруктовом раю» мы побывали. А знаем ли мы, что нужно делать перед тем, как есть все это? Для чего нужно нам мыть ягоды и фрукты? Чем полезны фрукты? Да, хорошо вы все знаете. Витамины — это полезные вещества для нашего организма, если человек их не получает столько, сколько нужно, то он может заболеть.
— Едем дальше? Следующая тропинка ведет в «Лесное королевство».
Сколько шагов надо ступить и чьих? (Лисьих) куда? Где у нас прямо?
— Ой, а кто это у нас тут спрятался?
Дидактическая игра «За каким цветом скрылся грибок?»
Цель: закрепить названия грибов и цветов.
Ход: на доске 6 окошек, в которые вставлены иллюстрации грибов, воспитатель закрывает их цветным картоном и задает вопрос: за каким цветом скрылся масленок? Дети дают ответ полным предложением.
— Если в лес пойдем, то будем брать только съедобные грибы, а ядовитые брать не будем, почему? Потому, что они нужны кому-то другому.
— Ой, сколько здесь богатства и красоты!
Дидактическая игра «1,2,3 — какой листочек скажи»
Цель: продолжать учить согласовывать существительное с прилагательным.
На столе лежат листья с разных деревьев. Воспитатель показывает листочек с березы и спрашивает какой это листочек — дети отвечают, что листочек березовый, дубовый и т.д. Молодцы! Вы хорошо знаете все деревья и листочки.
Как следует вести себя в лесу?
Дети рассказывают правила поведения в лесу
— Молодцы! Будем путешествовать дальше? Рассматриваем наш план. Эта тропинка ведет нас в гости к дедушке Огороднику. Сколько и каких шагов нужно пройти? Почему заячьих, как вы думаете? Куда повернуть?
У забора сидит Дедушка. На плетень Дедушка повесил калину, рябину, ромашку, мяту, зверобой.
— Воспитатель спрашивает у детей, что это за растения? Обращаю внимание на лекарственные свойства этих растений. Только все почему-то разбросано. Может мы поможем дедушке?
— На коврике лежат настоящие овощи: морковь, картофель, свекла, перец, капуста, помидоры, лук, чеснок и цифры от 1 до 7. Если люди работают на огороде, то как их называют? Мы с вами тоже побудем огородниками.
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Воспитатель дает детям задание собирать овощи. Малыши под музыку собирают овощи. Собрав овощи, ребенок показывает цифру и говорит сколько их. Как можно назвать одним словом все то, что вы собрали? Урожай. А еще как можно назвать все, что растет на огороде? Овощи.
— Как хорошо мы поработали! Дедушка Огородник нами доволен, и он мне тихонько сказал мне, что приготовил для вас сюрприз (виноград, груши, яблоки), но сначала хочет, чтобы вы сделали ему подарок — нарисовали рисунки.
Работа в группах. Рисуем ягодками и штампиками от овощей.
Одна группа штампиками из овощей создает композицию — букет цветов, вторая — ягодками — веточку калины и рябины, третья — украшает тарелочку.
Итог занятия. Рефлексия
Сюрприз — корзина с фруктами от Дедушки Огородника.