Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Маленькие тайны обычного стаканчика»

конспект интегрированного занятия в старшей группе, интегрированное занятие в старшей группе, занятие в старшей группе, занятие опыты со стаканом, старшая группа исследовательская деятельностьЦель:

Путем элементарного экспериментирования, познакомить детей со свойствами стекла, металла, пластмассы, бумаги, пластика; упражнять в умении обследовать предметы, выделять их свойства и качества, руководствуясь указаниями воспитателя; познакомить детей с историей возникновения стеклянного стакана.

Научить изготавливать из бумажного квадрата стаканчик, в технике оригами.

Развивать способности детей делать выводы, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Воспитывать любознательность.

Материалы: стеклянные, металлические, бумажные, пластмассовые, пластиковые стаканы, металлические шарики, стеклянные палочки, стакан с водой, разноцветная бумага (квадрат), цветы, клейстер, кисточки.

Словарь: водонепроницаемость, твердость, хрупкость, прочность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель. Ребята, а любите ли вы праздновать день рождения? Помните, когда ваш день рождения? Назовите подарок, который вам больше всего запомнился. Сегодня 11 сентября, один очень знакомый вам предмет, тоже празднует свой день рождения. Сегодня ему, исполняется аж 75 лет. Догадались что это? Тогда попробуйте отгадать загадку.

Именинник необычный к нам пожалует,

Если кто-то из вас загадку отгадает.

Он без ручек и без ног,

На цилиндр он похож.

Состоит он из стекла

Чай и кофе в нем всегда (Стакан.)

Воспитатель. Первый стеклянный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года стекольным заводом в городе с интересным названием Гусь - Хрустальный. Хотя на самом деле, считают, что его создали гораздо раньше. Известно, что первые стаканы были деревянные. Чаще всего стаканы делают из стекла. Сегодня же их изготавливают и из других материалов - пластика, пластмассы, бумаги, картона, металла, существуют даже съедобные - из вафельного теста, которые наполняют мороженым. Дети рассматривают разные стаканчики. Воспитатель обращает внимание детей на форму. Предлагает ее назвать.

Воспитатель. Стаканчик - сосуд в форме цилиндра обычно без ручки. Применяется он для употребления как холодных, так и горячих напитков. Чем стаканчики отличаются друг от друга? (Изготовлены из разного материала.) Дети называют из чего изготовлены стаканчики.

Воспитатель. Как вы считаете, какой из них самый прочный, прозрачный? Во все стаканы можно наливать воду? Выслушать предположения детей.

Поисково-исследовательская деятельность в лаборатории «Почемучек»

Опыт 1. «Какой ты стакан на ощупь?»

Проведите рукой по стаканам. Какие они на ощупь? (Гладкие.) Зажмите в руках стеклянный и металлический стакан, а потом другие. Какой стакан холодит руку? (Стеклянный, металлический.) О каких свойствах мы можем говорить? Стекло, металл какие? (Холодные) А пластмасса, бумага, пластик? (Теплые)

Опыт 2. «Прозрачный стакан»

Какие стаканы прозрачные? (Предположения детей.) Бросьте в каждый стакан металлический шарик. Сквозь пластиковый стакан что-то видно, а бумажный и металлический? (Нет.) Видно шарик в стеклянном и пластиковом стакане? (Да.) Если через предметы видно, значит он какой? (Прозрачный.) Бывают стаканы прозрачные и непрозрачные. Дети делают вывод. Итак, стекло, пластик – прозрачные, а пластмасса, металл, бумага - непрозрачные.

Опыт 3. «Водичка, водичка налейся в стакан»

Во все стаканчики можно налить водичку? (Предположения детей.) Налейте воду в стеклянный, металлический, пластиковый и пластмассовый стакан. Пропускают ли они воду? (Нет.) Они водонепроницаемые или другими словами не пропускают воду. Налейте воду в бумажный стакан. Что наблюдаете? (Бумага намокла, водичка вылилась.)

Опыт 4. «Поющий стаканчик»

Умеют ли звучать стаканы? Все стаканы звучат? Какой самый громкий? (Предположения детей.) Возьмите стеклянные палочки и постучите по всем стаканам. Звук у всех стаканов тихий, его почти не слышно, а когда стучим по стеклянному стакану - хорошо слышно звонкий звук. Воспитатель обращает внимание на то, что все стаканы звучат, но у стеклянного стакана звук самый громкий.

Опыт 5. «Прочность стакана»

Возьмите стеклянный стакан и сдавите его двумя ладонями. Произошли ли под действием силы нажатия какие-то изменения? (Стеклянный стакан сохраняет тот же размер и ту же форму.) Какое свойство дало возможность стеклу не потерять форму? (Выслушать предложения детей)(твердость.) Твердость стекла позволила сопротивляться и сохранить первоначальную форму. Другие материалы могут ли быть твердыми? Дети по очереди опробуют другие стаканчики. Делают выводы.

Бросьте на пол бумажный, пластиковый, металлический, пластмассовый стакан. Изменили ли они свою форму? (Нет. Они крепкие?) Пластиковый и бумажный стакан не бьются, не разбиваются: эти материалы прочные, даже если они достаточно тонкие, их можно сжать, разрезать, а разбить - нет. А можно бросить на пол стеклянный стакан? (Нет. Стекло хрупкое, оно легко ломается). А если взять в руки разбитое стекло или разбитый стакан, наступить на стекло? Что может произойти? (Можно порезаться, пораниться.) Да, дети, нельзя брать в руки осколки, порезы долго заживают. Со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Опыт 6. «Какой стаканчик тяжелый»

Сначала выслушать предположения детей. Положите на одну руку стеклянный стакан, а на другую - пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой стакан тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы.) Воспитатель добивается полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем пластмасса, а пластмасса легче, чем стекло. Таким образом, дети сравнивают и другие стаканы.

Физкультурная минутка «Отражение в стекле»

Воспитатель показывает фигуры, дети как отражение их повторяют.

К сожалению, наш бумажный стаканчик намок. Поэтому предлагаю вам изготовить новый.

Дети работают по указанию воспитателя.

Возьмите квадратный лист бумаги и перегните его по диагонали. Получите двойной треугольник.

Отогните левый острый угол так, чтобы его вершина касалась противоположной стороны треугольника.

Загните правый угол, чтобы он наложился на левый.

Верхний передний уголок загните вперед, а второй перегните на противоположную сторону.

Придайте заготовке объемную форму и получится бумажный стаканчик.

Украсьте стаканчик цветами.

Итог. Рефлексия

Дети рассматривают изготовленные изделия. Анализируют чей стакан лучше. Можно ли в них налить водичку? А что в них можно насыпать? (Семена, соль, сахар ...).

Схемы выполнения опытов даны в титульной картинке в начале статьи.