Цель:
— систематизировать и закрепить знания детей о Черном море, его состоянии, учить подбирать слова, которые его характеризуют;
— расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение рассуждать;
— развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы;
— развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
— развивать способность вслушиваться в звуки природы; учить охранять окружающую среду; воспитывать бережное отношение к морю и морскими обитателям.
Материал: запись шума моря, стаканы с соленой водой, стаканы с водой и соломинкой для опыта «волны», карточки с заданиями «Найди Черное море» и «Морские обитатели», панно «Морское дно», игрушка дельфин, экологический плакат, мусорная корзина.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Закройте глаза, прислушайтесь и узнаете, куда мы с вами отправимся
(Звучит аудиозапись шума моря)
Мы отправляемся в морское путешествие. А на берегу какого моря мы с вами живем?
Дети: Мы живем на берегу Черного моря.
Воспитатель: Для этого путешествия нам не нужен корабль, нам не нужно даже выходить из комнаты. Малыши, все мы — и дети, и взрослые немного волшебники.
(звучит спокойная музыка, дети садятся на коврик)
Воспитатель: Поэтому садитесь в круг, нам понадобится волшебство. Закрывайте глаза и все вместе представьте большое, теплое море. Ласковые, игривые волны плещутся у берега. Очень жарко, но волны поднимаются высоко и плещутся нам на ножки, лицо, ручки. Протяните ваши ладошки вперед! Они еще сухие?
(Воспитатель надевает на руку мокрую рукавчку и гладит каждого ребенка по ладони)
Воспитатель: Дети, а сейчас откройте глаза. Где мы с вами оказались?
Дети: Мы оказались у моря.
Воспитатель: А какие у вас ладошки?
Дети: Мокрые.
Воспитатель: А почему они стали мокрыми?
Дети: Потому что их намочила водичка.
Воспитатель: А как вы думаете, какая на вкус морская вода? Давайте попробуем?
(Дети пробуют едва подсоленную водичку из пластиковых стаканчиков)
Воспитатель: Дети, мы живем на берегу Черного моря. Я предлагаю вам рассмотреть фото различных морей и отгадать, где же наше море.
Дидактическая игра «Найди Черное море»
Воспитатель: А почему вы выбрали именно эту фотографию?
Дети: Потому что мы узнали здесь наше море, наш пляж.
Воспитатель: Дети, а расскажите: каким бывает наше море?
Дети: Глубокое, большое, ласковое, спокойное, тихое, теплое.
Воспитатель: А когда налетает сильный ветер, каким бывает море?
Дети: Оно бывает бурное.
Воспитатель: Да, когда море неспокойно — оно бушует. Давайте с вами сделаем шторм.
(Дети дуют в стакан с водой через соломинку)
Воспитатель: Дети, наше море — это не просто водичка. Оно еще и дом для различных живых существ. Давайте вспомним: кто живет в Черном море?
(Дети выбирают любого морского обитателя и рассказывают о нем, выкладывая на фланелеграф, стилизованный под море, панно «морское дно»)
Презентация детьми морских обитателей
В море плавает, ныряет,
и из воды людей спасает.
Выныривает из глубин,
Добрый друг людей — дельфин.
Цепляясь за водоросли,
На камень лезет черный краб.
У него клешни очень острые,
и несколько пар тонких лап.
Скат посмотрит враждебно —
Все боятся вокруг.
Током он ударит может,
Как испорченный утюг.
И т.п.
Воспитатель: Вот видите дети, как много различных живых существ живут в море.
Ой, послушайте, чайки заволновались (крик чаек). Наверное, в море случилась беда. Посмотрите, к нам плывет дельфин, и будто бы жалуется на что-то.
(Воспитатель выставляет плакат с изображением загрязненного моря и обращает внимание детей, что случилась беда, плавает мусор, нефтяные пятна, бутылки, бумага, консервные банки, утонувший корабль.)
Из-за большого загрязнения в море гибнут дельфины, крабы, киты, становится меньше рыбы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря? Надо очистить море от мусора.
(Дети встают, подходят к плакату снимают мусор, складывают в специальный контейнер)
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Вот и ожило наше море. Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отходов. И люди решили, что море надо охранять, они устраивают морские заповедники, корабли мусорщики, корабли — нефтесборники помогают очищать морские глубины, сохраняя их для будущих поколений.
Море — это украшение нашей земли.