Цель:
— познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.
— учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.
— способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.
Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.
Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Вступительная часть
Приветствие.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Воспитатель. — Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)
— Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)
— Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)
— Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».
— Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)
— Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)
— Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?
— А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:
«В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В лабораторию нас унесет».
— Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)
Нельзя громко разговаривать.
— Почему? (ответы детей)
Нельзя бегать, толкаться.
— Почему?
Быть аккуратными и внимательно слушать.
— Почему?
— Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)
Основная часть
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
— Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.
Опыт № 1
Проверить: лед — скользкий?
Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.
— Так какой лед? (скользкий)
— Если лед скользкий, когда это может быть опасно?
— Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)
Опыт № 2
Проверить: лед хрупкий или нет?
Дети ломают кусочек льда руками.
— Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)
— А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)
— Можно ли ходить по льду? (предположение детей)
— Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)
Опыт № 3
— Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.
Физкультминутка
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
Опыт № 4
— Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)
— А что это значит? (Лед легкий)
— А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)
— А кто живет в реках? (ответы детей)
— И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)
— Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.
Выставляется карта с результатом опыта.
Опыт № 5
Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)
— Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)
— А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.
— Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)
— А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)
— А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)
— Почему? (так как можно заболеть)
— Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.
Воспитатель. — Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:
«Крибле, Крабле, покрутись,
И в саду окажись.»
Заключительная часть
— Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.
Итог. Рефлексия
Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.
— Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)
— Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).