Цель:
— связная речь: учить составлять загадки о животных (по образцу воспитателя), формировать умение употреблять полные предложения, стимулировать употребление в речи сравнений, пословиц;
— грамматика: формировать навыки употребления слов, образованных от существительных, прилагательных сравнительной и превосходной степени.
— активизировать словарь детей названиями деревьев, диких животных.
— развивать память, мышление, внимание, воображение.
— воспитывать интерес к жизни леса, учить любить и охранять природу.
Материал: схема «Лес — многоэтажный дом», карточки для индивидуальной работы, карандаши, картинки с изображением животных и растений, аудиозапись пения птиц.
Словарь: плод, опушка, лесной подвал.
Ход занятия в старшей группе детского сада:
(На коврике — декорации лесной поляны. Звучит мелодия пения птиц).
Воспитатель. Дети, мы с вами попали в Лесную школу, где учатся лесные жители. Учит их Мудрая Сова, а мудрая она потому, что все на свете знает. Но почему ее нет? (Она днем спит, а ночью летает).
Воспитатель. А как же мы будем с ней общаться? (Ответы детей.)
Воспитатель (читает письмо от Мудрой Совы). «Уважаемые дети, сейчас я отдыхаю. Поэтому написала вам письмо. Оно будет ориентиром в моей Лесной школе. Я знаю, что все вы посещаете детский сад, поэтому должны все знать. А так ли это, я скоро узнаю. Задачи, которые вам нужно выполнить — e моих учеников. Удачи вам!».
Воспитатель. Вот и начинается наш необычный урок в Лесной школе. Дети, а что такое лес? (Трава, растения, животные, птицы, деревья.)
Воспитатель. Но прежде всего — это деревья, давайте вспомним названия деревьев, которые могут расти в лесу. (Дети называют деревья)
Воспитатель. Вы знаете, что существует несколько видов леса. Как называется лес, в котором растут только елки? (Ельник)
Воспитатель. Как называется лес, в котором растут великаны-дубы? (Дубрава.)
Воспитатель. А если растут только березы? (Березняк.)
Воспитатель. А какие деревья растут в сосновом бору? (Сосны.)
Воспитатель. Как можно назвать лес, в котором разные деревья: и клены, и сосны, и березы. (Смешанный.)
Дидактическая игра «Какому дереву какой плод принадлежит»
Дети на карточках выполняют задачи: с помощью карандаша соединяют деревья с их плодами.
Выполняется взаимопроверка.
(Пока дети выполняли задания, воспитатель на коврике раскладывает силуэты растений.)
Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно, все растения одинакового размера? занятия воспитателя в детском саду Давайте попробуем расположить их от меньшего к высокому.
(Появляется схема «Лес-многоэтажный дом»).
Воспитатель. Посмотрите, лес похож на большой дом, который имеет несколько этажей, а также имеет подвал. Что в лесном подвале? (Корни). Что находится на первом этаже? (Трава, ягодные кусты.)
Воспитатель. А на втором? (Кусты, молодые деревца.)
Воспитатель. Третий этаж — деревья средней величины. Назовите их. (Клен, береза, липа.)
Воспитатель. Четвертый этаж — высокие деревья. Какие высокие деревья вы знаете? (Сосны, ели, дубы, тополя.)
Дидактическая игра «Сравни по высоте»
Дети сравнивают растения по высоте, используя прилагательные сравнительной и превосходной степени. Например: куст низкий, клен выше, сосна-самая высокая.
Воспитатель. Вот вам зайчата принесли и вторую задачу.
Задание:
— назовите животных, живущих в лесу,
— почему их называют дикими? (Ответы детей.)
Воспитатель. Чтобы дикие животные поиграли с нами в игру, нужно о них составить загадки. В загадках можно отражать особенности внешнего вида животных, их привычки.
Образец воспитателя: «Он маленький и серенький, иголочки имеет, но не вышивает» (Еж.)
(Дети составляют загадки самостоятельно)
Дидактическая игра «Кто где живет?» (Работа в подгруппах)
Необходимо помочь животным найти места их обитания.
Воспитатель. Давайте путешествовать дальше. (Звучит музыка.)
Физкультминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель. Дети, вы почувствовали усталость? Что, вернемся домой? (Нет.)
Воспитатель. Если домой возвращаться не будем, то послушайте, о чем я вам расскажу. Животных и растения, которые живут в лесу, не следует рассматривать отдельно. Лес — это многоэтажный дом, у каждого в нем есть свое место и свое дело. У гусеницы место на листочке. Она лазает и поедает его, так, что даже слышно хруст. На земле мышка тоже ест, то травинку, то корень. А в стволе дерева, под корой — жук грызет древесину. Что же получается, что эти маленькие существа могут съесть весь лес? (Нет. Птицы помогают уничтожать насекомых вредителей)
Воспитатель. А какие птицы помогают сохранить зеленые насаждения? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, по веточке пробежала синичка, и гусеницу — раз! — и понесла в гнездо. Проскользнула змея, раз, и нет мышки. На дереве дятел наклонил голову и вытащил жука из-под коры.
Но для синички, дятла, змеи, тоже есть другие охотники — соколы, совы. Лес — это совокупность животных и растений.
(Появляются попугай и верблюд)
Воспитатель. Дети, а это лесные жители? Где они живут? (Верблюд живет в пустыне, а попугай — в джунглях.)
Воспитатель. Почему они не могут жить в нашем лесу? (Нет условий для питания и существования.)
Воспитатель. Попугай принес нам задачу. Дети, назовите наших друзей в лесу. (Птицы — наши друзья. Животные — наши друзья.)
Воспитатель. Теперь, давайте вспомним правила друзей леса. Отметим знаком «+» правильные поступки, а знаком «-» неправильные.
— Ломать ветви.
— Кормить птиц.
— Разрушать муравейники.
— Ухаживать за деревьями.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель. Вот и закончился наш урок в Лесной школе.
Что запомнилось?
Что вызвало затруднения?
отлично
интересное начало