Цель:
Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление радоваться своим достижениям, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.
Стимулировать развитие умственных способностей дошкольников, любознательность, познавательность.
Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, память.
Уточнить знания детей о геометрических фигурах, о прямом и обратном счете; упражнять в определении предварительного и последующего числа.
Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера.
Продолжать учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия информации.
Материал: демонстрационный — рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, рисунок — футбольное поле, мяч, комплект цветных полосок Кюизенера;
раздаточный — плоскостные геометрические фигуры, цифры от 1 до 9, комплекты палочек Кюизенера на каждого ребенка.
Ход занятия по математике в старшей группе
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, поэтому улыбнитесь, дети, друг другу и пожелайте всем доброго дня.
(Дети здороваются).
Воспитатель: К нам поступило приглашение. Нас сегодня пригласили в математическую школу. Принимаем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в математическую школу я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
— Какое сейчас время года? (Весна)
— Сколько пальцев на одной руке? (Пять)
— Сейчас утро или вечер? (Утро)
— Сколько камешков в пустой вазе? (Нисколько, так как ваза пустая)
— Сколько углов у треугольника? (Три)
— Сколько носов в трех котов? (Три)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. И теперь мы можем идти в математическую школу. Нас здесь ждут конверты, а в них есть задачи. Давайте откроем первый конверт. Какого цвета первый конверт?
Дети: Красного
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с геометрическими фигурами.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Воспитатель: Давайте найдем друзей прямоугольника в предметах, которые нас окружают. Я буду называть предмет, а вы найдите необходимую геометрическую фигуру и положите на полоску, которая перед вами (тарелка, двери, крыша дома, огурец, стул).
— Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.
Физкультминутка «В этой группе все друзья»
(Воспитатель произносит слова, показывая движения, а дети за ним повторяют)
В этой группе все друзья, раз, два, три
Вы и мы, и ты и я, и раз, два, три
Улыбнись тому, кто справа
Улыбнись тому, кто слева
Мы одна семья.
В этой группе все друзья, раз, два, три
Вы и мы, и ты и я, раз, два, три
Руку дай тому, кто справа
Руку дай тому, кто слева
Мы одна семья.
В этой группе все друзья, раз, два, три
Вы и мы, и ты и я, раз, два, три
Объятия того, кто дело
Объятия того, кто слева
Мы одна семья.
Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задачи нас ждут в математической школе? Давайте откроем конверт, который расположен между синим и зеленым. Какого он цвета?
Дети: Желтый.
Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас мы поиграем с этими цифрами.
Дидактическое упражнение «Живые цифры»
Дети получают карточки с цифрами. По команде воспитателя «Цифры станьте по порядку!» Дети под музыкальное сопровождение находят свое место и становятся лицом к другим детям. Другие дети проверяют правильность выполнения задания. Так же и в обратном порядке.
Воспитатель: Молодцы, вы и с этой задачей справились.
Воспитатель: Давайте откроем конверт синего цвета. Здесь вас ждут задачи. Вы умеете решать задачи?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда будьте внимательны.
1.Сколько можно угостить гостей, если одну грушу разделить на 4 части? (Четыре)
2. На дубе 6 веток, а на каждой ветке растет по 2 шишки. Сколько на дубе шишек? (Ноль, потому что шишки на дубах не растут)
3. На столе стояло 3 кружки с молоком. Кот выпил одну кружку молока. Сколько кружек осталось? (Три)
Воспитатель: Вы справились и с этой задачей. Молодцы!
Но у нас есть еще конверт. Давайте посмотрим что же находится в этом конверте.
А здесь мячик.
Давайте поиграем с мячиком.
Дидактическое упражнение «Не ошибись»
Мяч катится по футбольному поле, дети называют куда покатился мяч: в верхний левый угол, в нижний правый угол. Если мяч попадает в ворота все кричат: «Гол!» И хлопают в ладоши.
Воспитатель: А сейчас откроем конверт, который остался. Какого он цвета?
Дети: Белого
Воспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера. Цветные палочки хотят с нами поиграть.
Дети садятся за столы. Воспитатель дает задание:
— постройте ступени с помощью цветных палочек (от 1 до 10) и попробуем подняться по ступенькам и спуститься обратно, пропевая каждое число;
— покажите палочку, чтобы она была не желтого цвета
— найдите любую палочку, которая короче синей, длиннее красной;
— сколько белых палочек уложится в синий палочке?
— с помощью оранжевой палочки измерьте длину книги, карандаша и т.д.
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям наклейки).