Образовательные задачи:
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.
Воспитывать у дошкольников интерес к занятиям по математике.
Закрепить количественный и порядковый счет, ориентировку в пространстве; умение сравнивать числа от 1 до 5, определять «больше, меньше на 1».
Учить сравнивать числа 1 и 5, 1 и 4; 1 и 3; 1 и 2 на основе зрительного восприятия объекта и решать зрительные примеры.
Совершенствовать знания о составе числа из двух меньших чисел числа 6, 7, 9; самостоятельно определять с числами 8 и 10.
Исправлять детей по сравнению множеств предметов.
Материал: Образец «Кораблик»; картинка «Острова», картинка с изображением животных, птиц, пресмыкающихся.
Ход занятия в старшей группе детского сада
1. Игровая ситуация.
Воспитатель. Наш корабль «Буль — буль» собирается в далекое путешествие. Вы будете матросами. Если вы правильно будете выполнять задание капитана, то наш корабль беспрепятственно выйдет из бухты в открытое море.
2. Количественный счет.
Подготовим наш корабль к путешествию.
Поднимите паруса на корабле — первое, второе, третье, четвертое, пятое. Выложите флажки.
— Сколько флажков на первом парусе? (1).
— Какого цвета флажок? (Бордовый).
— Сколько флажков на втором парусе? (2).
— Какого цвета флажки? (Красного).
— Сколько флажков на третьем парусе? (3).
— Какого они цвета? (Желтого).
— Сколько флажков на четвертом парусе? (4).
— Какого они цвета? (Зеленого).
— Сколько флажков в пятом парусе? (5).
— Какого они цвета? (Синего).
3. Сравнение парусников. (От 1 до 5).
Сравним первый и второй парусник.
— На каком паруснике больше флажков? (На втором паруснике).
— На сколько больше флажков на втором паруснике, чем на первом? (На один больше).
Сравним третий и четвертый парусник.
— На каком паруснике больше флажков? (На четвертом паруснике).
— На сколько больше флажков на четвертом паруснике, чем на третьем? (На один больше).
— На сколько меньше флажков на третьем паруснике? (На один меньше).
Сравним четвертый и пятый парусник.
— На каком паруснике больше флажков? (На пятом паруснике).
— На сколько больше флажков на пятом паруснике, чем на четвертом? (На один больше).
— На сколько меньше флажков на четвертом паруснике? (На один меньше).
— Посмотрите внимательно на парусники от первого до пятого и определите, насколько флажков увеличивается на каждом паруснике? (На один флажок).
— На каком паруснике больше всего флажков? (На пятом больше).
— На каком паруснике меньше всего флажков? (На первом меньше).
Сравним первый и пятый парусник.
— На сколько увеличилось флажков на пятом паруснике, если его сравнить с первым парусником? (На четыре флажка).
Сравним первый и четвертый парусник.
— На сколько увеличилось флажков на четвертом паруснике, если его сравнить с первым парусником? (На три флажка больше).
Сравним первый и третий парусник.
— На сколько увеличилось флажков на третьем паруснике, если его сравнить с первым парусником? (На два флажка больше).
Сравним первый и второй парусник.
— На сколько увеличилось флажков во втором паруснике, если сравнить с первым парусником? (На один флажок).
4. Порядковый счет.
— Какой по порядку бордовый флажок? (Первый).
— Какой по порядку синий флажок? (Пятый).
— Какой по порядку желтый флажок? (Третий).
— Какой по порядку красный флажок? (Второй).
— Какой по порядку зеленый флажок? (Четвертый).
Физкультминутка «Матросы на кораблике «Буль — буль».
«Матросы — на палубу!» — (ходьба на месте).
«Матросы — утренняя зарядка». (Разведение рук перед грудью, правая рука в сторону — вниз; левая рука в сторону — вверх). Чередование рук.
«Матросы — подняться на парусник». (Имитация движений лазание по канату).
«Матросы вверху осматривают море». (Правую ногу в сторону, руку согнуть в локте и поднести ко лбу, исходное положение. Такое же движение слева).
«Матросы — вниз» (Бег на месте).
5. Состав числа из двух меньших чисел.
Наш корабль поплыл из бухты в открытое море. Надо увеличить парусники и набрать скорость.
Поднимите шестой парусник. Он состоит из двух меньших чисел числа шесть.
— Из каких двух меньших чисел состоит число шесть на вашем паруснике? (3 и 3).
— Какого цвета флажки? (Желтого).
Поднимите седьмой парусник. Он состоит из двух меньших чисел числа семь.
— Из каких двух меньших чисел состоит число семь на вашем паруснике? (5 и 2).
— Какого цвета флажки? (Синего и красного).
Поднимите восьмой парусник.
Самостоятельно определите состав числа из двух меньших чисел числа восемь.
— Из каких двух меньших чисел состоит число восемь на вашем паруснике? (6 и 2, 4 и 4, 1 и 7, 3 и 5).
Поднимите девятый парусник. Он состоит из двух меньших чисел числа девять.
— Из каких двух меньших чисел состоит число девять на вашем паруснике? (5 и 4).
— Какого цвета флажки? (Синего и зеленого).
Поднимите десятый парусник.
Самостоятельно определите состав числа из двух меньших чисел числа десять.
— Из каких двух меньших чисел состоит число десять на вашем паруснике? (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).
— Какого цвета флажки на десятом паруснике? (Белого).
6. Ориентирование в пространстве.
Воспитатель. Наш корабль быстро плывет по морю, на больших волнах.
Я вижу на море островок.
— Сколько пальм на острове слева? (2 пальмы).
— Сколько пальм на острове справа (3 пальмы).
— Где пальм больше? (Справа больше).
— На сколько больше? (На 1).
— Где пальм меньше? (Слева меньше).
— На сколько меньше? (На 1 меньше).
— Какой остров по величине слева, а какой справа? (Слева остров меньше, а справа больше).
7. Решение зрительных примеров.
Нам надо рассмотреть острова. Притормозим скорость корабля.
Снимите в первом, втором, третьем, четвертом, пятом парусниках по одному флагу.
— Сколько стало флажков в парусниках? (На первом — ни одного, на втором — 1, на третьем — 2, на четвертом — 3, на пятом — 4).
— Где осталось больше всего флажков на парусниках? (На пятом паруснике больше всего флажков).
— Где осталось меньше всего флажков? (На втором паруснике).
— На каком паруснике нет ни одного флажка? (На первом).
Снимите на шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом паруснике по одному флажку.
— Сколько осталось флажков на шестом паруснике? (3).
— Сколько осталось флажков на седьмом паруснике? (5).
— Сколько осталось флажков на восьмом паруснике? (6).
— Сколько осталось флажков на девятом паруснике? (5).
— Сколько осталось флажков в десятом паруснике? (Ни одного).
— Где осталось больше всего флажков? (На восьмом паруснике).
— Где осталось меньше всего флажков? (На шестом паруснике).
8. Природа острова.
(Выставляю общую картинку с животными, птицами, пресмыкающимися).
Каких животных вы увидели на островах?
Назовите птиц.
— Сколько всего птиц? (3).
Назовите пресмыкающихся.
— Сколько всего пресмыкающихся? (1).
— Сколько всего животных? (4).
— Кого больше: животных, птиц или пресмыкающихся? (Животных).
— Кого меньше всего? (Пресмыкающихся). А сколько их всех вместе? (8).
Наш корабль «Буль — буль» плывет дальше по морю и мы будем наслаждаться морским пейзажем.
Итог занятия. Рефлексия