Цель.
— закрепить знания детей о количественном и порядковом счете в пределах 10 (счет с помощью различных анализаторов);
— умение правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по порядку?»;
— различать и называть числа и цифры в пределах 10, количественный состав числа в пределах 5;
— упражнять в сравнении смежных чисел, в образовании равенства из неравенства путем увеличения или уменьшения одного из множеств на один элемент.
— продолжать формировать представление о геометрических фигурах, днях недели.
— закрепить знания о зимних явлениях природы, обобщить представление детей о жизни птиц и животных зимой, уметь распознавать их по внешнему виду, поведению, знать, чем питаются, какая нужна помощь.
— продолжать учить отражать свои представления в изобразительной деятельности.
— развивать внимание, сосредоточенность, творческие способности детей, гибкость мышления.
Воспитывать интерес к занятиям.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель. — Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о волшебной поре года, а о какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла…
— Какая у нас сейчас пора года? А какой месяц? Февраль — это месяц зимы? А как называется первый зимний месяц? Второй? А какое стихотворение о зиме мы с вами недавно учили на занятии? Кто его прочитает?
(Ребенок читает стихотворение. Стук в дверь. Почтальон принес посылку).
— Дети, мы получили посылку от зимы. Сейчас посмотрим, что в ней. [Воспитатель достает коврик]. Это, дети, волшебный коврик. Зима приглашает нас в путешествие по зимнему лесу, на этом коврике мы быстро туда попадем. Итак, вы готовы к путешествию? Тогда усаживайтесь поудобнее на коврике и отправляемся в путь. А чтобы нам было веселее путешествовать, поиграем со снежинкой. Тот, к кому попадет снежинка, должен назвать какой-то зимний признак.
(Воспитатель передает по очереди снежинку детям, а те называют признаки зимы).
— Дети, пока мы говорили о зиме, наш коврик приземлился на лесную дорожку. Посмотрите, как много снежинок на дорожке, какие они хорошие. Эти снежинки не простые. Что на них изображено? (Цифры). Это — цифры-акробаты. Они веселились, крутились, поэтому их надо поставить на места — выложить цифры по порядку от 1 до 10. Только так мы сможем попасть на лесную поляну.
(Дети выполняют задание).
Молодцы! Вот мы и на поляне. Посмотрите, сколько здесь зверей! Посчитаем их. [Счет от 1 до 10]. Некоторые зверьки спрятались за елку, а некоторые остались у нас. Скажите, персонажи из какой сказки остались? Сколько их? А теперь посчитайте по порядку. (Персонажи из сказки). Дети, а кто первым пришел к теремку? А третьим? Каким по порядку пришел волк? А лягушка? А лисичка? Молодцы! Дети, а кого из зверей здесь не хватает? (Мишки). Как вы думаете, где сейчас мишка? [Спит]. А где он спит? (В берлоге).
Из чего он сделал берлогу? А почему говорят, что медведь сосет лапу? А кто вспомнит загадку про медведя?
— Дети, а кто это сидит под елкой? (Зайчик). Вспомните-ка сти[ или загадку про зайчика. Почему зайчик зимой беленький? Где он живет? Что он ест зимой? А сейчас давайте поможем зайчику узнать какой будет погода — вспомните приметы.
(Дети называют приметы, которые учили раньше).
— Дети, отгадайте, какая зверюшка сидит на веточке? У нее рыжая шубка, по ветвям она прыгает.
— Да, это белочка. Рыжая шубка у белочки в какое время года? А какая шубка у нее зимой? Почему белочка меняет шубку? Какой хвост у белочки? Как он ей помогает? Что помогает белочке держаться на дереве? Белка — большая труженица. Скажите, какие запасы готовит она на зиму? Где она живет? А ей не холодно в дупле?
— Дети, наша белочка почему-то грустная. Знаете, почему она загрустила? Она не может попасть в свой домик. Не открывается замок. Надо подобрать ключик. Помогите белочке.
Необходимо подобрать ключик, который подойдет к замку на дверях. [геометрические фигуры]. Дети, подбирая нужный ключик, рассказывают о каждой геометрической фигуре — овал, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.
— Белочка вам очень благодарна за помощь и приглашает вас в лесную школу, которая находится вот здесь, рядом с поляной. В ней вас ждут интересные задания.
(Дети занимают места за столами).
Задача 1
Красная Шапочка принесла музыкальные инструменты и хочет поиграть с детьми.
Необходимо открыть столько окошечек на линейке, сколько раз Красная Шапочка заиграет на дудочке, на погремушках.
С закрытыми глазами посчитать количество ударов в бубен и показать соответствующую цифру.
Задание 2
Назвать по порядку цифры, которые изображены на парусах лодок.
Задание 3
Определить смежные числа — работа с карточками.
Задание 4
Работа с раздаточным материалом: в лесной школе обучается 9 зайчиков (на верхней полоске карточки выложить) и 10 белочек (выложить на нижней полоске карточки). Кого больше? Кого меньше? На сколько? Как сделать, чтобы их было поровну?
Физкультминутка.
Задание 5
Волк и лиса из известной сказки оставили рыбку. Необходимо разложить рыбку в соответствующие ведерки (на ведерках цифры 4 и 5, на каждой рыбке написан пример на состав этих чисел).
Задание 6
Дети возвращаются на поляну — там появляются два снеговика, надо определить, чем отличаются снеговики.
Снеговики приготовили детям задания.
— Сколько солнышек на небе?
— Сколько пальцев на руке?
— А на двух руках?
— Сколько глаз у совы?
— Сколько огоньков у светофора?
Задание 7
С детьми хотят поиграть птицы, которые остались зимовать у нас. Какие это птички? Как надо помогать птицам зимой?
Игра «Дни недели» — каждая птичка прилетала в определенный день (количество крапинок на крылышке птички соответствует дню недели по порядку) — назвать, когда птичка прилетела, назвать по порядку все дни недели.
Вот мы с вами и поговорили о зиме
Дети, а зима, какая она?
(Снежная, морозная, холодная, белая, суровая).
— Да, зима — это прекрасная пора года. Давайте сейчас попробуем создать картину, на которой изобразим красивую зиму.
(Дети выполняют коллективную аппликацию «Зимний лес». Звучит спокойная музыка).
— Потрудились вы на славу и картина получилась хорошая. Но в сказке чудеса случаются. Вы все сейчас закройте глаза, может, и у нас случится чудо?
(Дети закрывают глаза, а воспитатель посыпает картину мелко нарезанным серебряным дождиком].
Что случилось с картиной? Она будто засияла, стала серебристой.
— Интересной была наша поездка в зимний лес, и нам пора возвращаться в детский сад, а чтобы было веселее, споем песню о зиме.
(Дети усаживаются на волшебном коврике и с песней возвращаются в детский сад).