Цель:
Совершенствовать навыки счета в пределах 8, закрепить состав числа 7 из двух меньших, закрепить знания о геометрических фигурах (умение располагать их по определенным правилам).
Развивать учебно — познавательные навыки дошкольников — умение слушать, думать, принимать и выполнять задачи, ассоциативно — образное мышление, тактильные ощущения, память, внимание, умение, сосредотачиваться.
Воспитывать активность, самостоятельность.
Демонстрационный материал: книга «Математика — малышка», «интересные фигурки», цифры.
Раздаточный материал: блоки Дьенеша, карточки — коды на каждого ребенка; атрибуты к дидактическим играм, карандаши.
Ход занятия в старшей группе детского сада:
К нам на занятия пришли Даша-следопыт и Сапожок. Они хотят с вами поздороваться.
— Добрый день, девочки! (Девочки хлопают в ладоши)
— Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши)
— Добрый день, те у кого хорошее настроение! (Все дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: Дети, дедушка Роберто подарил Сапожку книгу «Математика — малышка» (показывает).
Воспитатель листает книгу:
Это математика — малышка
Книга, да еще и загадка.
Поможет цифры знать,
И научит вас считать:
1, 2, 3, 4, 5 …….
Сколько пальцев у всех,
Сколько в небе журавлей,
Сколько окон в хате,
Котят у хозяйки,
Сколько крылышек у цыплят,
И гостинцев для ребят.
Расскажет обо всем сначала
Математика — малышка.
Сапожок и Даша приглашают вас вместе с ними изучать математику и выполнять интересные задания.
Но сначала давайте вспомним:
— Какое сейчас время года? (Зима).
— Какой месяц зимы? (Февраль).
— Какой сегодня день недели?
Молодцы! Все вы вспомнили, а теперь покажем сапожки, как мы умеем считать.
Игровое упражнение «Умей считать»
(с помощью тактильных ощущений).
Дети становятся в круг, руки за спину. В руки каждому ребенку вкладываются карта с нашитыми пуговицами.
На слова воспитателя: «покажите 1,2,3,4,5 …. пуговиц», дети предварительно посчитав на ощупь, показывают карточку с соответствующим количеством пуговиц.
Воспитатель: Пока мы с вами играли, к нам в группу залетели волшебные снежинки. И чтобы перейти к выполнению следующего задания, нужно пройти через лабиринт.
Возьмите снежинку и нарисуйте тропу: пройти через двое ворот, чтобы набрать в сумме число, которое в середине.
— Через какие ворота ты прошел?
— Сколько набрал осколков?
Молодцы! Прошли лабиринт. А веселые цифры приготовили для вас интересные вопросы.
Например:
— Сколько орешков в пустом стакане?
— Сколько хвостов у трех кошек?
Давайте покажем Даше и Сапожку, как мы умеем отдыхать.
Физкультминутка «Снежная баба»
Немного отдохнули, а теперь давайте расскажем Сапожку об интересных фигурках:
(На доске «интересные фигуры», только прямоугольник без изображения).
Дидактическая игра «Какие фигурки спрятал в животное художник?»
Воспитатель: Когда художник рисовал этих животных, то заметил, что в их изображениях можно найти различные геометрические фигуры. Внимательно рассмотрите и подумайте, у каких из нарисованных животных спрятались фигурки? Какие?
Дидактическая игра «Что ты подумал»
(ассоциации по геометрическим фигурками)
Художник нарисовал прямоугольник, но еще не придумал животное, в изображении которого можно увидеть прямоугольник.
А о чем подумали вы, увидев прямоугольник? (Размышления детей).
— А я, кстати, подумала об автобусе. Почему?
— А еще, потому что нас ждет интересная задача.
Дидактическая игра «Веселые пассажиры»
(классификация фигур по цвету, форме и размеру).
Нужно «интересным пассажирам» (логическим фигурам) найти свои места в автобусах.
Дети выполняют задание и объясняют, как они «рассадили пассажиров» и почему так.
Воспитатель: Я здесь нашла коробочку с очень интересными фигурами.
Что это за фигуры? (Блоки Дьенеша)
— Давайте о них расскажем. А помогут нам в этом карты — коды.
Дидактическая игра «Опиши фигуру»
(развивать умение «кодировать»).
Дети, Даше и Сапожку очень нравится с вами учиться, и они предлагают вам выполнить еще одну задачу.
Работа в подгруппах.
1 подгруппа: выложить из блоков изображения предметов;
2 подгруппа: развивающая игра с двумя обручами «Площадка для игры»
(Классификация геометрических фигур одновременно с учетом двух признаков).
Даша и Сапожок хвалят детей за усердие на занятии, дарят подарки.