Цель:
Закрепить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью, цветах осени.
Конкретизировать и обобщить представление детей об овощах, фруктах, ягодах.
Закрепить знание названий и отличительных признаков 6-8 наиболее распространенных видов овощей, 4-5 видов плодово-ягодных культур.
Различать разные виды овощей.
Обогатить словарь детей словами-сравнениями, образными словами.
Учить детей классифицировать дары осени по определенным признакам, пользоваться обобщающими словами: овощи, фрукты, ягоды.
Закрепить правила безопасного поведения в лесу, в саду.
Воспитывать любовь и интерес к природе.
Материал: демонстрационный – картины «Осень», «Сад», «Огород»; муляжи овощей и фруктов, презентация «Осень».
Ход занятия для старших дошкольников:
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Воспитатель показывает картинку осени).
Воспитатель. Кто к нам зашел в гости? Давайте поздороваемся. Приглашаем осень погостить у нас. А я хочу рассказать очень интересную легенду об осени.
Воспитатель рассказывает легенду.
По легенде Осень — старшая дочь Солнца. Она последней оставила родительский дом и стала на Земле четвертым временем года. Посылая Осень на Землю, Солнце сказало ей:
— Забирай все мое богатство. Я отдаю тебе все свое золото. Будь щедрой. Отдавай свое богатство людям, и они полюбят тебя.
Воспитатель. Выполняет ли приказ осень Солнца? Любим мы осень? За что?
Дидактическое упражнение «Осень какая?»
(дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).
Воспитатель. Видите, какие замечательные слова характеризуют время года осень.
В легенде говорится, чтобы осень все свое богатство отдавала людям. Давайте подумаем, выполняет ли Осень наказ Солнца. Осень нас приглашает в путешествие в лес.
(Воспитатель вывешивает картину «Лес»).
— Какой лес изображен на картине?
— Какие деревья осенью? Какие листочки осенью?
— Какие дары Осени мы можем найти в лесу?
— А сейчас назовите все цвета осени.
Воспитатель. Как вы видите, осень все свое богатство отдала природе и поэтому мы ее называем какой? Давайте, дети, вспомним как нужно вести себя в лесу чтобы не нанести вреда ни себе, ни природе.
А теперь Осень приглашает нас в сад (вывешивается картина «Сад»).
Воспитатель. Рассмотрите картину и назовите что принесла Осень в саду. Как называется все это одним словом? Обратите внимание на фрукты, которые расположены по краям картины. Осмотрелись? А теперь к вам такое задание:
Какие из этих фруктов не растут в наших садах?
Какие из ягод растут в нашем саду?
Какие фрукты растут в нашем саду?
Вот это все богатство принесла Осень к нам в сад.
Воспитатель. Вспомним, что нужно сделать чтобы фрукты были полезными для нас и не нанесли вред нашему здоровью.
Воспитатель. А сейчас Осень приглашает нас в огород. (Вывесить картину «Огород»). Внимательно рассмотрите картину и скажите:
— Что растет на огороде?
— Как назвать все это одним словом?
— Какие овощи растут в земле?
— Какие над землей?
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Мы убедились, что Осень исполняет приказ Солнца и каждый год дарит людям щедрый урожай. Сейчас мы еще покажем осени какие мы сообразительные, умные…
Задание «Закончи предложение»
Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это — (фрукты).
Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это (овощи).
Земляника, малина, смородина это — (ягоды).
Воспитатель. У меня в руках цепочка даров Осени. Задача такая- определить и сказать:
— Что здесь сладкое?
— Что здесь горькое?
— Что здесь кислое?
— Что здесь сочное?
— Что здесь длинное?
— Что здесь круглое?
— Что тут полезное?
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
(дети закрывают глаза, воспитатель дает им кусочек овоща или фрукта, дети узнают их по вкусу и называют).
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
(дети одевают дерево в листочки, и закрывают глаза руками, когда дети открывают глаза, появляется дерево, одетое конфетами.)
Дидактическая игра «Волшебный шар»
Дети становятся в круг, и передают волшебный шар по кругу, и рассказывают за что они любят осень.)
Итог. Рефлексия
Воспитатель. Осени очень понравилось у нас на занятии, понравились наши игры, ваши знания. Но она должна идти дальше, потому что скоро какое время года? Она прощается с вами. До свидания!
Прилагается презентация
супер