Цель:
Совершенствовать умение решать арифметические и логические задачи, обследовать и называть объемные геометрические фигуры, упражнять в количественном, порядковом и обратном счете, закрепить знания о смежных числах и плоскостных геометрических фигурах, ориентирование в пространстве; умение конструировать космические летающие объекты с помощью прикладного материала.
Расширить представления о природе Космоса, планетах Солнечной системы, созвездиях.
Побуждать к поисково-исследовательской деятельности.
Развивать связную речь дошкольников, зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, любознательность, сообразительность.
Обеспечить снижение нервного напряжения и развитие тактильно-интенсивной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения упражнения в песке; использовать приемы «аромотерапии» для профилактики детских заболеваний.
Воспитывать желание познавать новое, дружеские отношения, художественный вкус.
Материал: конверты с заданиями, письмо от Лунтика, прозрачные стаканы с водой на цветных кругах, педагогическая песочница, тарелки с ароматизированной солью, изображения созвездий на карточках и индивидуальных листах для детей, арифметические и логические задачи, наборное полотно, дидактические игры: «Солнечные лучики», «Смежные числа», «Сложи созвездие», «Что мы возьмем в космическое путешествие?», фломастеры, бумажные тарелки, клей, модель вулкана, цветная краска, сода, пластиковая бутылка, кислый раствор. Стихи и загадки, музыкальное сопровождение, звуки космоса.
Подготовка детей: проведена индивидуальная работа по изучению стихов, проработанысоответствующие темы на занятиях.
Ход занятия в детском саду на тему космос
Групповая комната оборудована моделями и изображениями Солнца, планет и звезд.
Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображен Лунтик.
Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?
(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)
Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)
«Поздравляю вас друзья! Пишет вам знакомый исследователь Лунтик. Я узнал, что на планете Земля есть город Краснодар, в котором находится детский сад _______ и группа _________ которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник Астероид очаровал и отправил меня на незнакомую планету. Помогите мне спастись! Найти меня можно выполнив задачи, которые скрыты на планетах Солнечной системы.»
Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задачи, найдем Лунтика и вернем его домой? У вас есть дорожные сумочки, в которые вы будете складывать заработанные звезды за каждое выполненное задание. Мы на некоторое время представим себя исследователями космоса. Космонавты перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренинги. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив те же упражнения.
(Звучит тихая музыка, дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос: что у них находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, внизу)
Воспитатель: Мы потренировались, набрались сил, путешествие у нас продолжалась, нужно собрать необходимые нам вещи.
Дидактическая игра: «Что мы возьмем в Космическое путешествие?»
Детям предлагаются изображения 10 предметов, они выбирают только те, которые имеют отношение к Космосу.
Воспитатель: Сколько предметов мы с собой взяли? Сколько оставили?
Космическое пространство хранит много тайн. А чтобы он был к нам приветливым давайте скажем космическое приветствие:
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начнем космос мы изучать.
В небе Солнце и планеты
Ясные зори и кометы
Мы приветствие послать хотим
Дружно в Космос полетим!
Воспитатель: Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 — 1! Стартуем!
Полет происходит по графику, мы направляемся в центр Солнечной системы. Вот и первая наша остановка. Мы осуществили приземление на Солнце, а кстати Солнце это планета или звезда?
Дети: Звезда.
Воспитатель: На что она похожа?
Дети: На горящий шар.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, какие звуки у Солнца. (Дети слушают запись)
А вот конверт с нашим первым заданием.
Игра «Солнечные лучики»
(Воспитатель предлагает детям расположить солнечные лучи соответственно по размеру длиннее — короче). Дети, которые выполняли задачи, получают звезды и кладут их в сумочку.
Воспитатель: На Солнце очень жарко, мы утолим жажду «цветной водичкой», она необычная поможет вам зарядиться радостью и здоровьем добавит силу и гармонию Вселенной. Путешествуем дальше.
Перед нами маленькая планета, которая находится ближе к Солнцу. Как она называется?
Дети: Меркурий
Воспитатель: Что вы знаете о Меркурии?
Дети:
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
Воспитатель: А вот и наша задача. На планете Меркурий расположены исследовательские станции. По середине станция под номером 5 (8, 6), расположите номера у других станций, расположенных справа и слева от нее?
(Дети выполняют задание и получают награду — звезды.)
Воспитатель: Отправляемся в полет! Обратный отсчет 10-1! Стартуем!
Чтобы полет прошел веселее поиграем.
Физминутка «Земля, воздух, вода»
Воспитатель называет
«Земля» — игроки маршируют,
«Вода» — дети имитируют, будто плывут,
«Воздух» — машут руками как крыльями.
Воспитатель: Наша следующая остановка на планете Венера. Как ее еще называют?
Дети: «Сестрой Земли»
Воспитатель: Что это? Кажется наша задача.
Планета Венера покрыта песком, в нем скрытые объемные геометрические фигуры. Их нужно найти, обследовать и назвать.
Песочная терапия с детьми
Проводится выполнение задания: Дети погружают пальчики в песок, находят, обследуют геометрическую фигуру и называют ее (шар, куб, цилиндр, конус). Воспитатель предлагает разместить фигуры по величине. (Больше — меньше). Дети получают звезду.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Время в полете проходит незаметно. Приземляемся на планете, а название вы мне подскажете когда вспомните какую планету называют «Красной».
Дети: Марс
Воспитатель: Да верно, Марс. На этой планете много вулканов, кратеров, долин и пустынь. Вы хотите понаблюдать за вулканом? Он может «спать», то есть похож на обычную гору, а когда «просыпается» кратер — из вершины выливается магма.
Исследовательская деятельность детей «Вулкан»
Воспитатель: Отправляемся дальше, нас ждет самая большая планета Солнечной системы — Юпитер.
Дети:
Он такой огромный —
Радуется глаз.
Тяжелей земли он
Где-то в триста раз.
Воспитатель: В космических ракетах есть комнаты отдыха, во время путешествия мы устали, давайте присядем. А вот и наша задача, путешествуя в космосе, вы видели много созвездий. По образцу выложите созвездия на доске, посчитайте количество звезд и найдите соответствующую цифру.
При выполнении задания дети получают звезды.
У каждого из вас есть листы бумаги, на которых изображена звезда. У точек есть цифры последовательно соедините их. И дайте название вашему созвездию.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отдохнули? Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 — 1! Стартуем! Нас ждет планета Сатурн. Что интересного вы знаете об этой планете?
Дети: У Сатурна есть кольца, они состоят из пыли, камней и льдинок.
Чтобы выполнить следующее задание нам нужно решить задачи.
Задача1: В созвездии Малой медведицы — 7 звезд,
А в созвездии Большой медведицы — 8 звезд.
На сколько больше звезд в созвездии Большой медведицы?
Задача 2: Над планетой пролетела комета,
Через некоторое время пролетело еще 3 кометы.
Сколько всего пролетело комет над планетой?
Задача 3: На космодроме было 7 летающих космических кораблей, 4 корабля улетели.
Сколько летающих кораблей осталось на космодроме?
При выполнении задания дети получают звезды.
Воспитатель: Молодцы вы справились с задачей, отправляемся в путешествие. Нас ждет планета — Уран. Что вы знаете об этой планете?
Дети:
Далеко от Солнца и света
Планеты этой орбита
Из снега и льда курганы
Спрятаны на поверхности Урана.
Воспитатель: Давайте присядем и отдохнем, выполним следующее задание. Возьмите тарелочки, в них ароматизированная соль. Я прочитаю загадки о плоскостных геометрических фигурах, ответ вы нарисуете указательным пальцем. А вдыхая аромат, вы укрепите свой иммунитет.
Карандаши Алеша взял,
Быстро что-то нарисовал.
Я лист вертела, как могла,,
У фигуры только три угла.
(Треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одной длины.
(Квадрат)
На квадрат я очень похож.
Имею тоже четыре стороны.
Только две из них противоположные —
Одинаковой длины.
А соседние – не равны.
(Прямоугольник)
Я без сторон и без углов,
Как зовусь, угадай.
И на рисунках детей
В солнышке узнай.
(Круг)
Если взял бы я круг,
С двух сторон вот так прижал,
Ответ давайте дружно —
Вышел бы у нас …
(Овал)
Воспитатель: С помощью каких приборов исследуют космос?
Дети: С помощью телескопа.
Воспитатель: Возьмите листок бумаги, и конструируйте телескоп превратив его в трубочку. Посмотрите в него вокруг, какие планеты, звезды. Рассмотрите следующую 8 планету Солнечной системы — Нептун. Она маленькая и находится дальше всех от Солнца. Что вы видите?
Дети: Лунтика!
Лунтик: Спасибо друзья! Вы спасли меня от злого волшебника Астероида. Выполняя задания вы путешествовали в космическом пространстве, узнавали новое. А сейчас время отправляться домой, как называется ваша планета на которой вы живете?
Дети: Земля
Воспитатель: Из космического центра земли поступил сигнал о возвращении домой.
Лунтик: Подождите, подождите. Возвращаясь на свою планету, я приглашаю вас к себе в гости. А живу я на спутнике Земли, который называется — Луна.
Воспитатель: Примем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: Полетели! Стартуем!
Мы с вами исследователи и изобретатели давайте сконструируем космические летающие корабли.
(Дети конструируют из бумажных тарелок летающие корабли)
Давайте их опробуем (дети обыгрывают свои изделия)
Воспитатель: Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. Лунтик мы улетаем, до свидания. Экипаж! Занять свои места! Пристегните ремни безопасности. Полетели. Входим в атмосферу Земли (звук атмосферы).
Вот мы и дома, кто расскажет, чем мы сегодня занимались? (Дети рассказывают о путешествии). Благодарю вас за сообразительность, рассудительность и добрые сердца. Дружба нам помогает творить настоящие чудеса. Подсчитайте сколько звезд каждый из вас получил? Вы можете обменять их на конфеты.
Дети меняют звезды и подсчитывают конфеты.