Занятия воспитателя – Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Лёгкий — тяжёлый»Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Лёгкий — тяжёлый» — практическое пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернёрами.

Цель: формирование представления дошкольников о понятиях «тяжелее — легче» на основе непосредственного сравнения предметов.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о весе предметов и способах его измерения;
  • закреплять умение понимать соотношение рядом стоящих чисел.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, логическое мышление дошкольников;
  • способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
  • развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;
  • поощрять интерес к математическим заданиям.

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, экран, авторская презентация, три одинаковых кастрюли с разным количеством крупы, математические весы, весы детские с чашами.

Раздаточный материал: вата, камешки, три ведёрка: пустое, с водой и с песком, пластмассовый и металлический шарики, бруски деревянные и пластмассовые, пакетики с крупой, опилками, землёй и солью, детские пластиковые вешалки для одежды, тесьма, заготовки для изготовления весов (обрезанные донышки пластиковых бутылок, для безопасности оклеить скотчем острые края), резиновые и мягкие игрушки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу занимательную историю про обезьянок и слона.

В далекой Африке жили обезьянки (слайд № 1 — обезьянки). Однажды они захотели отправиться в кругосветное путешествие и построили воздушный шар (слайд № 2 — обезьянки и воздушный шар), но сначала решили испытать его (слайд № 3 — обезьянки в воздушном шаре). Сели в корзину воздушного шара, обрубили верёвку и полетели. Полетали немного и приземлились на полянку (слайд № 4 — обезьянки в воздушном шаре).

На полянку к обезьянкам пришёл слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок разрешить ему полетать на воздушном шаре (слайд № 5 — обезьянки в воздушном шаре, появляется слон). Согласились обезьянки. Влез слонёнок в корзину воздушного шара, обрубил верёвку, а шар не взлетает (слайд № 6 — слон не может взлететь в воздушном шаре). Никак не могут понять обезьянки, в чём дело? (Слайд № 7 — знак вопроса) Ребята как вы думаете, почему шар не взлетает? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, обезьянки легче слона, а слон тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь. Как вы думаете, можно помочь друзьям? А как это сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой же воздушный шар должны построить друзья? (Ответы детей)

Воспитатель: Пока друзья (слон и обезьянки) готовят свой летательный аппарат к полёту, мы приготовим для них кашу. (На столах стоят три одинаковые кастрюльки. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая — до половины, третья — на треть. Все кастрюли закрыты крышками)

Воспитатель: Ребята, на столах стоят по три одинаковых кастрюльки, но в них разное количество еды. Для слона, самая тяжелая кастрюлька, для большой обезьянки, кастрюлька полегче, чем у слона. А для маленькой обезьянки — самая лёгкая кастрюлька. Как мы можем определить в какой кастрюльке сколько каши, не открывая их? (Ответы детей)

Воспитатель: верно вы решили, чтобы узнать для кого какая кастрюлька, нужно взять их в руки и определить по весу. Давайте попробуем? Подойдите к столам и определите, где, чья кастрюлька, но не забудьте, что крышки мы не открываем (работа в тройках — дети взвешивают кастрюльки руками, определяя, кому какая предназначена и ставят кастрюльки перед картинками животных).

Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили. (Дети поднимают крышки с кастрюль) Почему вы так думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы смогли правильно определить, какая кастрюля тяжелее, а какая легче и накормить слона и обезьянок. Дети, напомните мне, что же нужно сделать, чтобы слон тоже смог летать на воздушном шаре? (Ответы детей) Конечно, надо сделать для него большую корзину, а самое главное, большой воздушный шар, ведь слон тяжелее обезьянок (слайд № 8 — разные воздушные шары). Ребята, посмотрите, какой из шаров подойдет для слона? (Дети выбирают самый большой шар и самую большую корзину) Посмотрим, правильно ли вы выбрали шар, сможет ли слон на нем полететь? (Слайды №№ 9,10 — слон взлетает) Полетал слон и приземлился на полянку, все были очень рады! (Слайд № 11 — слон и обезьянки радуются) Вот мы с вами и помогли друзьям.

Воспитатель: Скажите, ребята, а как ещё мы можем определить какой предмет легче, а какой тяжелее? (Ответы детей) Сейчас я вам покажу ещё один способ. Подойдите к столам и возьмите в руки комочек ваты и камешек. Что легче? Что тяжелее? Сейчас мы проверим. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? А теперь подуйте на камешек. Легко ли с ним справиться? Почему? (Ответы детей) Значит, камень тяжелее ваты, а вата легче камня.

Физкультминутка «Камень и пушинка»

Под аудиозапись дети по словесному сигналу воспитателя «пушинка», бегают врассыпную на носочках по залу, а по словесному сигналу воспитателя «камень» — присаживаются на корточки.

Воспитатель: Ребята, на столах стоят разные предметы. Сможете вы определить, какие из них тяжёлые, а какие лёгкие и выставить их в порядке возрастания? (Дети работают в тройках)

  1. Сравнение по тяжести одинаковых ведёрок: с ракушками и с водой, с водой и с песком, с ватой и с орешками (дети поднимают их, сравнивают).
  2. Сравнение по тяжести шариков: пластмассового, деревянного и стеклянного; конусов: деревянного и пластмассового; кубиков: пустого, и наполненного водой (дети поднимают их, сравнивают).
  3. Сравнение по тяжести пакетиков: с солью и крупой, с опилками и песком (дети поднимают их, сравнивают).

Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно узнать точный вес предметов? (Ответы детей) Где вы встречали весы? (Ответы детей) Посмотрите, вот весы, сейчас мы взвесим пакетик с опилками и ватными шариками. Как вы думаете, что окажется легче? А что тяжелее? (Ответы детей) А ещё бывают математические весы. На них можно взвесить цифры. Как вы думаете, какая цифра будет «тяжелее», 9 или 1? Почему? (Сравнение с помощью математических весов)

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли сделать весы самим? Хотите, я научу вас делать самые простые весы. Показ и изготовление простейших весов из вешалок и заранее сделанных заготовок («корзиночки» из донышек бутылок, тесьма).

Воспитатель: Весы готовы! Сейчас мы можем взвесить игрушки (воспитатель предлагает выбрать детям игрушки, которые они будут взвешивать).

Воспитатель: Вот мы с вами, как настоящие исследователи, разобрались, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые, научились определять, что легче, а что тяжелее, и даже сами сделали весы.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что мы сегодня исследовали? Почему слон не смог взлететь на воздушном шаре, а обезьянки смогли? С помощью чего можно взвесить предметы? Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

девятнадцать − 2 =

Отправить