Сказка как средство формирования у детей элементарных математических представлений

роль сказки в работе с детьми, математика для дошкольников, сказка для дошкольниковРоль сказки в работе с детьми дошкольного возраста очень трудно переоценить Сказка используется педагогами в естественной, литературной, театральной, музыкальной деятельности.

Чрезвычайно эффективным является использование сказки для формирования у детей элементарных математических представлений, развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Цель статьи: проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки

Современной дошкольной педагогикой используются как народные, так и авторские сказки.

Совместная деятельность взрослого и ребенка, направлена на формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, требует от педагога создание условий для четкой мотивации ребенка. Именно сказка может стать тем средством, которое заинтересует дошкольника, мотивирует его.

Учитывая все вышесказанное и собственный педагогический опыт рассматриваем сказку как одно из средств формирования у детей элементарных математических представлений.

Прежде всего, хотим отметить, что разграничиваем два аспекта использования сказок:

- работу детей с авторской или народной сказкой;

- совместная работа детей и взрослых над созданием собственных авторских математических сказок.

Следовательно, при работе с дошкольниками используем сказки для подготовки и проведения занятия. Планируем работу на основе уже известного детям произведения, с учетом его сюжета и особенностей. Подготовку такого занятия начинаем с рассмотрения цели занятия, программных образовательных задач.

Так, планируя занятия для детей шестого года жизни, мы берем за основу народную сказку «Лиса и Волк». Готовим презентацию для показа, раздаточный и демонстрационный материал. Задания детям предлагают по очереди Лисичка и Волк.

Например, для реализации образовательной задачи «учить детей распознавать геометрические фигуры, видоизменять их путем разделения на части и составления из частей» Лисичка предлагает детям сложить из геометрических фигур соломенного бычка.

Для того, чтобы продолжать знакомить с цифрами натурального ряда чисел (5-9) и 0, называть числа от 1 до 10, мы помогаем Волку посчитать большую и маленькую рыбку

Таким образом строится все занятие. Целесообразным является использование сказок с циклическими ситуациями («Колобок» и другие). Это дает возможность использовать разнообразные задания с различными героями.

В этом случае сказка является тем средством, которое мотивирует детей к выполнению заданий, придает занятию яркую эмоциональную окраску.

Кроме того, используем фрагменты сказок для подготовки задач для обычного занятия.

Так, упражнять детей в «использовании слов - терминов, которые означают разные параметры величины самый большой - меньше - еще меньше -самый маленький др, нам поможет сказка «Три медведя»

Способствует сказка и развитию умения ориентироваться в пространстве. Для этого мы вместе с дошкольниками создаем карты – схемы сказок. Педагог раздает детям карточки и просит помочь сказочному герою добраться до подходящего места.

Таким образом, мы продолжаем учить детей ориентироваться на плоскости бумаги, определять промежуточные направления (верхний правый угол, нижний левый и т. п), использовать в речи термины для обозначения разных направлений и пространственных отношений между предметами».

Работая в этом направлении, мы практикуем составление и решение «сказочных» задач с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Сказочный сюжет задачи вызывает особый интерес и усиливает мотивацию к выполнению задач

Приведем примеры задач-сказок

Красная Шапочка несла в корзинке бабушке пирожки. Пирожков с капустой было 5, с грибами - 4 Сколько всего грибов было в корзинке?

Буратино получил от папы 5 золотых, 2 монеты он потерял. Сколько золотых осталось?

Эльф подарил Дюймовочке 3 розы, 3 фуксии и 3 астры. Сколько всего цветов подарили Дюймовочке?

Кроме того, используем дидактическую игру со сказками - иллюстрациями «Сказочная математика».

Цель игры: продолжать знакомить с цифрами натурального ряда чисел (5-9) и 0, называть числа от 1 до 10; упражнять в решении задач и примеров на сложение и вычитание в пределах десяти с помощью цифровых карточек

Игра предусматривает два варианта. Во время первого – ребенок, получив картинку, выполняет действие сложения или вычитания и выкладывает на игровое поле ответ. Во время реализации второго варианта игры, дети, получив карточку, составляют задачу и решают ее

Именно этот вариант является вторым аспектом использования сказок для формирования у детей элементарных математических представлений. Ведь происходит совместная работа детей и взрослых над созданием авторских математических сказок Дети очень любят создавать новые сказочные сюжеты с участием героев любимых мультфильмов. Поэтому решение таких задач является очень эффективным.

Так, например, дети, получив карточку с изображением героев мультфильма «Маша и медведь» и цифр 8 и 2 придумывают соответствующие задачи:

Медведь купил 8 конфет. Маша съела 2. Сколько конфет она оставила Медведю?

Медведь пошел на рыбалку и поймал 8 карасей и 2 окуня. Сколько всего рыб поймал Медведь?

Маша сорвала 2 морковки, а Медведь 8. Сколько всего морковок они сорвали вместе?

Еще одной из форм использования сказки для формирования у детей элементарных математических представлений является, собственно, авторская педагогическая сказка, которую создает и рассказывает педагог своим воспитанникам. Целесообразным считаем использование таких сказок во время знакомства с цифрами, геометрическими фигурами. Дети с интересом погружаются в путешествие в сказочное Королевство Математики, где «живут» цифры, знаки и геометрические фигуры.

Например, знакомить детей с составом числа в пределах десяти можно, используя сказку (анимацию или презентацию):

«В сказочном Королевстве Математика жили – были цифры: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь, Девять, Десять. Все они были разные.

Каждая цифра имела свой собственный домик. А в домике – разные вещи! Сегодня мы заглянем в гости к цифре Восемь. Домик имеет 8 окон.

В домике: 8 кресел: 1 белого цвета и 7 - синего,

8 стульев: 2 больших и 6 маленьких,

8 чашек: 3 красного цвета и 5 - зеленого,

8 тарелок: 4 большие и 4 маленькие,

8 шкафов: 5 для одежды и 3 для обуви,

8 кроваток: 6 больших, 2 игрушечных,

8 ковриков:7 круглых и 1 квадратный.

Странный домик у цифры Восемь! Но ей все нравится. И каждый день она считает все свои вещи и радуется!!!

Итак, учитывая вышесказанное, мы можем выделить несколько составляющих для успешного использования сказки как средства формирования у детей элементарных математических представлений:

- создание соответствующей развивающей среды (целесообразным является использование презентаций, анимации, ярких демонстрационных и раздаточных материалов);

- соответствие материала требованиям образовательной программы;

- наличие четкой, понятной игровой мотивации;

- креативность педагога

Формирование у детей элементарных математических представлений средствами сказки является весьма эффективным для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сказки помогают воспитывать интерес к логико-математическим упражнениям и задачам, вызывают радость от познания нового.

Метки: математика в старшей группе, математика в подготовительной группе, математика в детском саду

Похожие материалы: